Больше звука
О разработке гиперзвукового оружия в последнее время не говорил только очень ленивый. Стоит сказать, что сама по себе гиперзвуковая скорость, то есть скорость с числом 5 Маха и выше, давно перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, как это ни парадоксально выглядит на первый взгляд.
США еще в 1959-м впервые в истории испытали пилотируемый гиперзвуковой самолет North American X-15, который доказал способность летать со скоростью выше 6000 км/ч. Гиперзвуковую скорость развивает и боевое оснащение межконтинентальных баллистических ракет, а также баллистических ракет подводных лодок.
В чем же тогда смысл новшеств наподобие американского Hypersonic Weapons System, который презентовали не так давно? Если кратко, то оружие, претендующее на статус «гиперзвукового», должно не только уметь достигать огромных скоростей, но и уметь осуществлять управляемый полет с использованием аэродинамических сил. Грубо говоря, маневрировать при необходимости, вплоть до момента поражения цели.
Проблем на этом пути много. Из-за высокоскоростного потока в лобовой точке аппарата имеет место нагревание газа до чрезвычайно высоких температур — до нескольких тысяч градусов. Второй трудностью называют нейтрализацию экранирующего воздействия окружающего ракету облака раскаленной плазмы, которое препятствует прохождению команд, тем самым уменьшая способность изделия эффективно наводиться на цель.
Причем эти проблемы представляют собой лишь вершину айсберга. Непонятно, например, сколько будет стоить гиперзвуковое оружие и кто именно должен выступать в качестве носителей таких систем. Однако ни один из этих вызовов не беспокоит создателей гиперзвуковых ракет: ни русских, ни американцев, ни европейцев, ни китайцев. Более того, с каждым годом появляется все больше проектов гиперзвуковых ракет. Ежегодно и Запад, и Восток демонстрируют все большую готовность вкладывать деньги в такие комплексы вооружений.
Причина понятна: при всех сложностях разработки гиперзвукового оружия перехватить его будет намного сложней, чем сверхзвуковой летательный аппарат. Все это вынуждает страны искать «противоядие». Первым его могут получить США.
Три гиганта
В сентябре блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd сообщил, что 30 августа 2019 года Агентство США по противоракетной обороне (Missile Defense Agency) выдало трем американским корпорациям — Lockheed Martin, Boeing и Raytheon — контракты на концептуальную разработку средств борьбы с гиперзвуковым оружием. Все это называется Hypersonic Defense Weapon Systems Concept.
Подразделению Lockheed Martin под названием Lockheed Martin Missiles and Fire Control выдали контракт на сумму 4,4 миллиона долларов на разработку Valkyrie Interceptor Terminal Hypersonic Defense. Boeing получил контракт на сумму 4,3 миллиона долларов: он будет работать над тем, что называется Hypervelocity Interceptor Concept for Hypersonic Weapons.
Наконец, Raytheon выдали контракт на сумму 4,4 миллиона долларов на концепцию SM3-HAW, в основе которой, как считают эксперты, может лежать противоракета семейства RIM-161 Standard Missile 3. К слову, уже доказавшая свою эффективность. Еще 2008 году выпущенная с крейсера «Lake Erie» SM-3 поразила находящийся на высоте 247 километров аварийный разведывательный спутник USA-193, который двигался со скоростью 27 тысяч километров в час. Боевая часть — кинетическая. При наведении используется матричная инфракрасная головка самонаведения с высоким разрешением.
Работы по всем трем направлениям должны быть выполнены до 2 мая 2020 года. Данные контракты — лишь часть огромных усилий, которые США будут вкладывать в создание перехватчиков, способных эффективно противостоять гиперзвуковым угрозам.
Ранее замминистра обороны Майкл Гриффин заявил, что защита от гиперзвукового оружия потребует вложения усилий сразу в несколько основных направлений, в частности — введение в строй новых радиолокационных станций, выведение на орбиту новых космических аппаратов и, наконец, создание новых перехватчиков, о которых мы и писали выше.
Насколько реальны опасения американцев? Отечественные эксперты видят Россию почти безоговорочным лидером в этом направлении.
«Гиперзвуковое оружие — действительно отечественная разработка. Мы шли к ней достаточно долгим путем, потому что запускать со скоростью гиперзвука американцы, в принципе, научились еще в 1950-х годах, когда разрабатывали баллистические ракеты. Но вот управлять гиперзвуковым полетом на таких скоростях удалось нам. Американцам не удалось», — заявил не так давно известный российский военный специалист Алексей Леонков.
Справедливости ради отметим: эксперт не совсем прав. Хотя бы лишь в силу завесы секретности, которая имеет место в случае с гиперзвуковыми ракетами. Однако что-то известно даже простым смертным. Например, что Х-47М2 «Кинжал» можно отнести к гиперзвуковой ракете с большой натяжкой, так как, по сути, перед нами аэробаллистический комплекс: аналог советского Х-15 или AS-16 «Kickback» по классификации НАТО. Который на определенном участке полета также мог развивать скорость 5 Маха, однако, не мог поддерживать ее на протяжении всей траектории полета.
Что же касается «Циркона», то новостей про него в последнее время не много, а сроки принятия на вооружение и характеристики до сих пор неизвестны. Это если не считать громких, но порой противоречащих друг другу заявлений официальных лиц, где меняется дальность, масса и типы носителей.
ПРО должна быть экономной
У США тоже не все гладко. Далеко не все из перспективных направлений противоракетной обороны устраивает Пентагон. Так, в начале сентября стало известно, что военные решили приостановить программу разработки пучкового оружия на нейтральных частицах, которое хотели использовать для перехвата российских и китайских ракет.
«Мы сосредоточим свои усилия на других направлениях создания оружия направленной энергии, над которыми мы сейчас тоже работаем, в частности, на лазерах. Нам нужны лазеры мощностью сотни киловатт, и мы уделяем приоритетное внимание данному направлению», — заявил замминистра обороны.
Гриффин также отметил, что еще одно перспективное направление — это высокомощное микроволновое оружие.
Это совершенно нормальный процесс: одни проекты выживают и получают путевку в жизнь, в то время как другие попадают под сокращения. Однако стремление американцев получить надежную защиту от различных гиперзвуковых угроз совершенно очевидно. Как и то, что интерес к перехватчикам гиперзвуковых ракет будет расти вместе с интересом непосредственно к самим ракетам.
/Илья Легат, topwar.ru/
Свежие комментарии