Мир попал в роковую петлю современной политики. Ненависть к политикам отпугивает хороших людей от этой работы, что делает правительство все хуже, а избиратели еще больше ненавидят политиков. И так по кругу. Обозреватель Financial Times Джанан Ганеш поясняет, почему так происходит постоянно и что делать.
Политическое дело не означает, пишет журналист, что в нем должны быть лишь прекрасные и нравственные люди. Это не так, напоминает Ганеш. Это предположение действительно для всего мира и его каждого уголка.
Безысходность современной политики заключается в том, что это все более неприятная работа, а это означает, что все меньше хороших людей выбирают ее. Так снижается качество общественной жизни, то есть, самого управления и поведения тех, кто за него отвечает. Что в свою очередь, делает избирателей более враждебными к политикам. И снова по кругу.
Фактическое насилие хуже запугивания, которое хуже словесных оскорблений, которые хуже навязчивого внимания, которое хуже рефлексивного, почти заученного цинизма, который теперь является обычной ролью политика перед публичной аудиторией.
Однако в течение достаточно длительного периода времени нация становится лучше (а не хуже) управляемой, если люди с другими карьерными возможностями отвергают ее ради политики. Одержимые всегда будут добровольцами. Апатичные – никогда. Это маргинальный случай, колеблющийся, которому открыта жизнь в анонимности, которую нужно вытащить на публику.
В конце концов это уже сложившаяся система, уничтожающая саму себя изнутри. Ее порочность в том, что она создает ценз отбора не самых честных представителей общества в свои ряды управителей. Разорвать петлю может лишь революционное изменение устоев, поскольку даже для эволюции это непосильная задача.
Как пишет обозреватель, у публики есть право высмеивать политика, лидера, ставшего таковым не по призванию, а потому что никого более не нашлось. Но смеяться в таком случае тот или иной человек будет над самим собой и соседями по социальному общежитию.
Свежие комментарии