Госсекретарь США Энтони Блинкен на прошлой неделе нанёс визиты в Африку (в Анголу, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Нигерию). Как написала западная пресса, цель турне – противостоять влиянию КНР и РФ. И отнюдь не случайно все посещённые страны находятся в атлантическом бассейне.
Ангола знает себе цену
То, что вашингтонские эмиссары в последнее время зачастили на Чёрный континент, неудивительно – однополярный мир расползается по швам, и они хотят завоевать симпатии Глобального Юга. Это не бог весть какая новость, но… Коль сам шеф американского внешнеполитического ведомства обеспокоен активизацией деятельности в Африке российских структур и вездесущего китайского бизнеса, не грех и нам обратить на это внимание.
В ходе вояжа Блинкен особо тщательно обхаживал ангольского лидера Жуана Лоренсу. Руководство трёх остальных государств традиционно придерживаются прозападной ориентации, чего не скажешь о некогда верном друге СССР и Кубы – Анголе во главе с Агостиньо Нето и Жозе Эдуарду душ Сантушем. А ещё эта республика обладает богатыми природными ресурсами.
Да, после смены общественно-политического строя Луанда попала в поле воздействия Вашингтона, но не слишком. Достаточно сказать, что дипотношения между ними установлены лишь в 1993 году: до этого ангольцы считали США и их союзницу ЮАР своими главными врагами, развязавшими гражданскую войну, в которой погибло около миллиона человек.
Китай наступает, США принимают контрмеры
Однако прошли годы, и в 2009 году тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон объявила Анголу одним из трёх стратегических партнёров Соединённых Штатов на африканском континенте (наряду с Нигерией и Южной Африкой). Сегодня американцы осваивают в Анголе $900 млн на реализации проектов гелиоэнергетики. Плюс $250 млн на модернизации железнодорожного коридора, по которому из Центральной Африки в атлантический порт Лобиту доставляется руда, в том числе кобальтовая и медная.
Несмотря на довольно тесные экономические связи с Новым Светом (экспортируются алмазы и нефть, импортируются всевозможная техника, самолёты, металлоизделия), Ангола проводит самостоятельную и независимую внешнюю политику. Хотя в Белом доме считают, что та пляшет под дудку Китая, который предоставил её правительству кредит почти на $43 млрд.
Пентагоновские ястребы заподозрили в этом коварный умысел Поднебесной, которая, по их мнению, через финансовое закабаление стремится создать на западном побережье военно-морские базы. Так, в марте 2022-го верховный главнокомандующий США в Африке Стивен Таунсенд выразил озабоченность в отношении Экваториальной Гвинеи, предоставившей КНР такую базу. Теперь якобы Пекин добивается того же в некоторых других африканских субъектах. Пикантность ситуации порой состоит в том, что он действует «на два фронта». Скажем, китайские поставщики снабжают оружием диктаторов и мятежников, а параллельно в китайских же НИИ идёт разработка проекта нефтепровода, соединяющего Сахель с океанским терминалом.
Русская революционность лучше американской демократии
А где же здесь Россия, спросите вы. Не переживайте, российской тематике Блинкен уделил достаточно внимания. Но если Китай его страшит в качестве мощной экономики, то мы его пугаем как опасный военно-политический фактор влияния на Глобальный Юг. В частности, американцев всерьёз беспокоит интерес, проявляемый Кремлём к хунтам Буркина-Фасо, Мали и Нигера, вынашивающим планы раздуть большую революцию в рамках организации ЭКОВАС. И с тем, что в указанных государствах крепнут и развиваются не проамериканские, а пророссийские режимы, янки смириться не могут.
Вашингтон также раздражает, что ЧВК «Вагнер» в Сахели пользуется авторитетом у местного населения и воспринимается не как наёмные убийцы, а как миротворцы, умеющие договариваться и нередко разрешающие конфликты мирным путём. Именно русских администрация Байдена считает виновниками бегства американцев и французов из стран, где недавно случились перевороты. И она не может простить нам свержения очередной западной марионетки – нигерского президента Мохаммеда Базума.
В ходе поездки Блинкен презентовал своё ноу-хау – программу поддержки государств западноафриканского побережья (Бенина, Ганы, Гвинеи и Того) в размере $300 млн. Вдобавок $45 млн целевым назначением пойдёт на усиление безопасности Кот-д'Ивуара, где имеет место ползучая оккупация исламистов на севере страны. И недаром по инициативе США в Гане на текущий год запланированы учения с участием сил быстрого развёртывания региональных армий.
Африка превращается в поле битвы за влияние между крупными державами
Времена, когда с третьими странами можно было разговаривать с позиции силы, давно прошли. Поэтому вашингтонские посланники сейчас ведут себя весьма осторожно на Чёрном континенте, подбирая слова и взвешивая решения. Вот и нынешнюю миссию официальные лица Соединённых Штатов позиционировали как «шанс упрочить экономическое партнёрство, а не противодействие Китаю и России».
Хитрый Блинкен старательно обходил тему геополитического соперничества, и по этому поводу выразился так:
«Чтобы успешно конкурировать с Китаем, нам необходимо перестроиться»
А между тем, китайское присутствие в Африке проявляется всё явственнее. Центральный стадион в Абиджане, на котором побывал высокий гость, сооружён китайскими специалистами. Переговоры Блинкена на островах Кабо-Верде проходили во дворце правительства, также построенном китайцами…. То есть получается, Пекин предлагает африканцам первоклассную инфраструктуру, а Вашингтону, помимо своей пресловутой неосязаемой «демократии», и предложить-то по сути нечего.
Посему последний пытается изменить представление о собственной роли в регионе, взяв на вооружение новые приоритеты. Своим видением проблемы поделилась помощник госсекретаря США по делам Африки Молли Фи:
Свежие комментарии