Нынешняя слабая позиция Ирана в ОПЕК и на Ближнем Востоке в целом делает маловероятным принятие жестких мер в отношении США и их союзников. Однако при стечении обстоятельств Тегеран может инициировать определенные негативные действия в отношении Америки. Их описывает Саймон Уоткинс, эксперт по сырьевым рынкам OilPrice.
Наихудшим сценарием для Запада станет введение странами ОПЕК эмбарго на экспорт нефти в США и их ключевых союзников. На долю этих членов приходится около 40% мировой добычи сырой нефти, порядка 60% от общего объема ее, продаваемой на международном рынке из их сырьевого экспорта, и чуть более 80% от мировых доказанных запасов нефти.
ОПЕК при своем основании в 1960 году была специально уполномочена «координировать и унифицировать нефтяную политику» всех ее государств-членов, то есть фактически устанавливать цены на нефть. Общее эмбарго ОПЕК на экспорт нефти на Запад уже применялось ранее, когда члены картеля, а также Египет, Сирия и Тунис ввели эмбарго на экспорт нефти в США, Великобританию, Японию, Канаду и Нидерланды в ответ на их коллективные поставки оружия, разведывательных ресурсов и материально-техническую поддержку Израилю во время войны Судного дня 1973 года.
По мере того как мировые поставки нефти падали, цена на нее резко росла, что усугублялось постепенным сокращением добычи членами ОПЕК в течение этого периода. Цены на газ тогда также выросли, поскольку исторически около 70% из них состояли из цены на нефть. К концу эмбарго в марте 1974 года стоимость увеличилась почти на 267%, примерно с 3 долларов США за баррель почти до 11 долларов США за баррель.
Эти события разожгли огонь глобального экономического спада, особенно ощущавшегося в западных странах – импортерах нефти. В то время, когда Запад все еще приспосабливается к потере значительных поставок нефти и газа из России, нет никаких оснований полагать, что результаты нового широкомасштабного эмбарго сейчас будут менее драматичными для цены на нефть и мировой экономики, предположил эксперт.
В целом такая вероятность мала. Однако есть один шанс, что на фоне невероятно неоднозначных и амбициозных заявлений Дональда Трампа о Ближнем Востоке и секторе Газа на стороне Ирана (вместе с ним, а не для него) встанут многие страны – поставщики сырья, а также другие экспортеры, не входящие в группу. Вашингтон в прямом смысле сам настраивает против себя нефтеносный регион.
Свежие комментарии