На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Под прицелом

36 942 подписчика

Свежие комментарии

  • Николай Галыгин
    В геополитике надо исходить из принципа,, худой мир лучше войны,,. Автору очевидно не в домек что Россия была прежде ...Почему не стоит б...
  • ПРОСТО ВАЛЕРИЙ
    А с каких это пор Симонян берет на себя смелость решать государственные вопросы, явно выходящие за пределы её компете...Маргарита Симонья...
  • Владимир Моргунов
    ЗЕ УЖЕ "ПОБЕДИЛ" ??? РЕЗУЛЬТАТ-102%В Киеве задумалис...

«Новейший» вертолет Ми-38: это провал?

Советский многоцелевой вертолет Ми-8 постепенно отживает свое: если что-то и создавать ему на замену, то создавать нужно быстро.

alt

Вертолетная сверхдержава


Вертолетостроение — одно из направлений, где Россия справедливо находится в числе лидеров. Ситуация здесь лучше, чем была несколько десятилетий назад. Если с 2003 по 2006 «Вертолеты России» производили меньше 100 машин в год, то в 2014 удалось произвести более 280 вертолетов разного назначения. Однако затем начался новый спад, и за 2017 было построено только 205 винтокрылых машин.

«Вертолеты России» все еще можно формально отнести к числу мировых лидеров в области вертолетостроения, однако здесь нужно учесть один важный факт. В западных странах статистика, как правило, учитывает показатели отдельно взятых производителей вертолетов, таких как Airbus Helicopters или, например, Bell Helicopter. В случае с РФ речь идет о целом холдинге, который объединяет вообще все (ну, или почти все) конструкторские бюро, заводы и предприятия страны, связанные с разработкой и производством вертолетов. Включая АО «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля», АО «Камов», ПАО «Казанский вертолетный завод» и ряд других организаций по всей России.

Здесь уже статистика выглядит не так «красиво», хотя РФ все еще есть что показать на мировом рынке. Главным образом это, конечно, машины, разработанные в советские годы, которые традиционно отличает привлекательное для стран так называемого «третьего мира» соотношение цена/качество. Сюда относятся не только Ми-8 и Ми-24, но и Ми-28Н и Ка-52, которые тоже ведут свою родословную от советских разработок.

Мышь против горы


Если последние два могут похвастаться солидными заказами от Воздушно-космических сил России и завидным интересом со стороны арабских стран, то еще одна советская разработка — многоцелевой Ми-38 — «дышит на ладан». А ведь это один из важнейших авиационных проектов страны, который, по идее, должен был предопределить развитие всей вертолетостроительной отрасли на много десятилетий и закрепить позиции страны на этом поприще. Средний многоцелевой вертолет, выступая в качестве базы как для военных, так и для гражданских разработок, должен пользоваться популярностью. Иначе в нем нет вообще никакого смысла.

Однако имея возможности, сравнимые с возможностями Ми-8, новая машина почти не вызывала никакого интереса: ни внутри страны, ни за ее пределами. Рассмотрим более детально.

Грузоподъемность нового аппарата — 5000 килограмм, а на внешней подвеске он может поднимать в небо до 6000 кг. Грузоподъемность у Ми-8 составляет примерно 4000 килограмм. Вместимость у новинки может достигать 30 пассажиров, что больше, чем у Ми-8. Но все же новую машину можно рассматривать как преемника Ми-8, который произвели серией более чем 12 тысяч единиц. Что же пошло не так?

Напомним, проектировать Ми-38 начали еще в 1981 году, а в 1989-м модель машины презентовали на Ле-Бурже. Первый полет вертолет выполнил только в 2003 году и до сих пор построили лишь четыре опытных экземпляра.

alt

В 2018 году в Казани запустили серийное производство Ми-38. «В настоящее время в запуске в производство на КВЗ находятся пять вертолетов Ми-38 в вариантах, предназначенных как для Министерства обороны РФ, так и в гражданской комплектации», — сказал в январе прошлого года собеседник Интерфакса.

Серийный Ми-38 с салоном повышенной комфортности показали на МАКС-2019. Тогда же генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский заявил об интересе к новинке со стороны одной из лизинговых компаний, однако, насколько можно судить, в рамках прошедшего авиасалона не было заключено ни одного контракта с зарубежным заказчиком на поставки Ми-38 (либо же мы по какой-то причине о них не знаем).

Словом, хороших новостей для вертолета нет, хотя в теории МАКС мог стать звездным часом для этой и для других авиастроительных новинок России. Среди причин возможной неудачи эксперты называют сложные отношения между Россией и Западом и связанные с этим санкции. Как писал недавно «Военно-промышленный курьер», с американскими двигателями PW127TS, применявшимися на начальном этапе испытаний, машина могла показывать выдающиеся летно-технические качества. Российские двигатели ТВ7-117В, по словам журналиста, уже не удовлетворяют высоким требованиям XXI века.

На серийные машины ставят наши силовые установки, климовские — но, как посетовал один из сотрудников фирмы Миля, это совсем не та песня, которая задумывалась изначально. То есть движки остаются самым слабым местом нашей авиации,


— пишет издание.

В целом, «Военно-промышленный курьер» просто в очередной раз озвучил тезисы, хорошо известные всем еще с момента распада СССР. В частности, что даже относительно удачные двигатели поздней советской поры по сумме качеств уступали лучшим западным. И что семейство ТВ7-117 при всем желании нельзя назвать чем-то новым и революционным.

alt

Чтобы сделать вертолет по-настоящему востребованным, придется, как минимум, налаживать производственную кооперацию с другими странами, в частности, с теми, которые производят наиболее технически совершенные двигатели.

Первые поставки


И все же серийный Ми-38 так или иначе появится на свет. Вопрос лишь в сроках и в количестве выпущенных вертолетов. Подобно тому, как мы это видели в случае с Sukhoi Superjet 100, вертолет будет «держать на плаву» государство. В августе этого года стало известно, что государственная корпорация развития России ВЭБ.РФ профинансирует производство первого серийного вертолета Ми-38.

В ходе Международного авиационно-космического салона холдинг «Вертолеты России» и ВЭБ.РФ подписали соглашение в области финансирования проекта по лидерной эксплуатации новейшего гражданского вертолета Ми-38,


— говорится в пресс-релизе организации.

Одним из основных эксплуатантов вертолета, скорее всего, станет Минобороны. В августе этого года в Сети разместили фото первого образца нового российского вертолета Ми-38Т — армейской модификации многоцелевого Ми-38. Машина получила необычную «кислотную» окраску: видимо, с целью привлечения большего внимания. Тогда же блог bmpd напомнил, что контракт между российским Минобороны и АО «Вертолеты России» на поставку опытной партии из двух вертолетов Ми-38 военной модификации заключили в 2017 году. До конца этого года военным должны поставить два таких вертолета.

alt

Что же касается крупносерийного производства, то его перспективы более чем туманные. Главная проблема видится в цене, которая при мелкосерийном выпуске заведомо будет очень высокой. Усугубляет ситуацию тот факт, что сам по себе вертолет Ми-38 больше и сложнее, чем Ми-8. А значит — в любом случае будет стоить дороже.

Уместно напомнить еще одну важную деталь. Во время февральского посещения зампреда российского правительства по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова «Улан-Удэнского авиационного завода» была продемонстрирована новая версия Ми-8, получившая обозначение Ми-171А3, представляющая собой гибрид фюзеляжа современного типа, используемого на Ми-38, и элементов Ми-171А2. То есть, пока что даже сама Россия не готова отказываться от бюджетной «восьмерки». Что же касается других стран, то пока что Ми-38 не готов к полноценной конкуренции за мировой рынок.

Времени на его продвижение остается все меньше, так как эксперты прогнозируют «вертолетную революцию», связанную с резким увеличением скоростей и возможным отказом от вертолетов привычных схем, в том числе — Ми-38.

Let's block ads! (Why?)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх