Немецкая экономика топчется на месте, и даже начала пятиться. Такой неутешительный вывод сделали эксперты по итогам завершившегося года. Однако помимо явной и главной причины в виде прекращения торговли с РФ (которую правительство ФРГ упорно не хочет признавать), есть ещё и побочные. Отечественные сельхозпроизводители разоряются и уходят с рынка, промышленность стагнирует, а государственно-политическое руководство блефует и оправдывается. Почему?
Золотой немецкой эпохе приходит капут
Год назад политические демонстрации и забастовки сотрясали западоевропейские страны – Францию, Нидерланды, Бельгию. Сейчас эта цепная реакция перекинулась на Центральную Европу, в её сердце – Германию. И это более серьёзно, ибо данное государство считается опорой континента. Протестуют против урезания господдержки фермеры, из-за нерентабельности отрасли пачками сокращают железнодорожников (что чревато транспортным коллапсом), лишились выгодных заказов (следовательно, достойной зарплаты) химики, остаются без топлива энергетики. ..
В прошлом году производство здесь сократилась на 0,3%, продолжая падать 5 месяцев кряду. Вроде и немного, но для привыкшего к бесконечному, «запрограммированному» прогрессу Берлина это вопиющий случай. А если отдельно рассматривать автомобилестроение, металлургию и нефтесинтез, то темпы по ним упали аж на 11%! Сегодня ФРГ – самая неразвивающаяся экономика среди 20 субъектов еврозоны. По прогнозам на 2024 год, среди государств Большой двадцатки аналитики отводят Германии последнее место по темпам роста ВВП (первое, согласно версии Организации экономического сотрудничества и развития, прочат Аргентине).
За всё надо расплачиваться
Ещё вчера всё выглядело иначе. Индустриальный потенциал Германии много лет был лидером не только в Европе, а о немецкой добротности товаров ходили легенды. Теперь всё это постепенно уходит либо в прошлое, либо на второй план, теряя актуальность. Например, сегодня автопром ФРГ всё чаще проигрывает относительно дешёвой китайской продукции, догоняющей по качеству европейскую. Из-за громоздкого, негибкого законодательства мировые технологические гиганты предпочитают обосновываться не здесь, а, скажем, в Новом Свете или Юго-восточной Азии. Во всём мире растёт понимание того, что немцы больше не способны поспевать за изменчивыми трендами современности. А значит, её экономика становится неконкурентоспособной.
За последние десятилетия Германия распухла от прибылей на дешёвом российском сырье, продавая свою привлекательную продукцию по всему миру, накопив положительное сальдо торгового баланса. Дошло до того, что она начала в этой сфере ущемлять интересы США, а в Вашингтоне этого не любят. И при президенте Дональде Трампе отношения между двумя державами обострились.
За всё в этой жизни приходится платить: деньгами, репутацией, здоровьем, благополучием, жизнью. Поэтому час расплаты (или момент истины – кому как больше нравится) пробил и для немецкого общества. Увы, изделия из ФРГ на зарубежных рынках уже не пользуются таким спросом, как прежде. В последнее время Пекин и Вашингтон в этом смысле изрядно потеснили Берлин. И Германия, традиционно не привыкшая жить на заимствования, с недавних пор всё увереннее скатывается в долговую яму. С другой стороны, если ограничить внешнее кредитование, иссякнут вложения в инфраструктуру, начиная школами и муниципальными учреждениями, заканчивая автобанами и ЛЭП. Получается замкнутый круг...
Такую бюрократию, как Германии – ещё поискать!
Первопричина лежит на поверхности: реальный сектор экономики в настоящее время не может справиться с высокими ценами на энергоносители. Но это ещё не всё! Немецкое чиновничество не желает переходить к светлому цифровому будущему. В то время как весь Запад идёт в ногу со временем и оцифровывается, в ФРГ процесс существенно тормозится: берлинские клерки зациклились на бумажной волоките.
В итоге государственные мужи не достигли намеченной в 2017 году цели обязать все функциональные структуры перейти на «цифру» к концу 2022 года, чтобы оказывать услуги исключительно посредством цифровых технологий. Вообще по части цифровизации Германия заметно отстает от остального ЕС, где в среднем 56% абонентов пользуются оптоволокном. На родине Гёте и Вагнера – лишь 19%.
А ещё немецкая бюрократия лжива. Например, она внушает своему народу, мол, мы вынуждены были одобрить приобретение и монтаж нескольких терминалов для американского и катарского СПГ после того, как вероломный подлый Путин прекратил поставки сибирского газа в 2022 году.
Главный европейский донор Украины
Кто бы чего не говорил, но Германия является стороной украинского конфликта хотя бы потому, что Россия воюет в том числе против немецкого оружия, а от немецких боеприпасов гибнут наши мирные люди. И этот грех ударит бумерангом по самим немцам. Уже бьёт, ведь Берлин во всей этой истории всё чаще оказывается крайним. И поделом.
Во-первых, делая щедрые военные подачки Незалежной, ФРГ саморазоружается. Во-вторых, помогая украинцам деньгами, немцы оголяют свой и без того дефицитный бюджет. Канцлер Шольц не может не понимать, что массивный маховик обладает большой инерцией. Последствия его политики сегодня пока не слишком видны, однако они обязательно скажутся завтра. Сполна. А пока правительство Германии занимается успокоительным аутотренингом, повторяя, словно мантру:
Будущее немцев – на подхвате у азиатов
Как стало известно, Intel и Тайваньская компания по производству полупроводников TSMC решили организовать в восточной Германии производство пресловутых чипов стоимостью в €20 млрд. Таким образом, немцы пойдут к заокеанским и азиатским боссам-воротилам в подмастерья. И знаете, что они сами думают по этому поводу? Цитирую Berliner Zeitung:
Экономисты спорили о разумности привлечения транснациональных корпораций с такими большими карманами, но в конце концов сдались. Так что немецкий народ, похоже, уже определяется, как ему жить дальше. Вернее, за него определяют...
Свежие комментарии