Как известно, с 1 сентября вступили в силу заявленные ранее ограничения на вывоз из КНР коммерческих беспилотников. Вот уже две недели, как потенциальные экспортёры проходят более пристрастную проверку на предмет того, куда, кому и зачем они собираются везти очередную партию дронов.
В августе, когда о предстоящем ужесточении правил только заговорили, некоторые особо нервные (или особо умелые в «раскачке» аудитории) российские общественники поспешили найти в этом антироссийский подтекст, чуть ли не «нож в спину» от Пекина.
Правда, хотя с введением ограничений цены у поставщиков подросли, никакой глобальной катастрофы, прекращения поставок беспилотников не произошло.Зато буквально на следующий же день обозначилась истинная причина, побудившая Пекин усилить экспортный контроль. 2 сентября Ло Чженфан, директор тайваньской фирмы Jingwei Aerospace Technology выступил с инициативой создания на острове «добровольческой армии БПЛА», которая могла бы помочь вооружённым силам Тайваня отразить «китайское вторжение», буде такое начнётся.
По мысли директора JAT, кадровый резерв для такого формирования имеется – 20 тысяч лицензированных операторов коммерческих дронов, которых нужно только немного доучить и обеспечить соответствующей техникой. И хотя Ло Чженфаном движет в первую очередь коммерческий интерес крупного производителя БПЛА, его предложение не является чисто конъюнктурным.
Киборги против коммуняк
В последние недели новости с Тайваня стали напоминать новости из Польши: как и Варшава, Тайбэй только успевает отстёгивать солидные суммы на всё новые и новые военно-технические покупки. В известном смысле, милитаризация острова идёт даже быстрее, по крайней мере, если судить по соотношению «деньги/время».
Только вот в абсолютных цифрах людей, техники и сроков милитаризация Тайваня до польского уровня не дотягивает и близко – а до уровня НОАК тем более. В том и заключается главная проблема всех планов и трат самозваного правительства острова, что реально они повышают потенциал тайваньской армии на считанные проценты (если вообще повышают) и не дают ей никаких козырей в гипотетической конвенциональной схватке с китайскими войсками. И это ещё не говоря о том, что сроки поставок и развёртывания того и сего (хоть тех же аж 38 американских танков Abrams) легко могут быть сорваны.
Вот на этом аспекте помянутый выше Ло Чжэфан и строит свою «маркетинговую кампанию», предлагая «асимметрично» сосредоточиться на создании армады разведывательных и ударных дронов различных типов. Судя по всему, сторонники у этой идеи есть и в руководстве тайваньской армии – да и как им не быть, когда в открытом доступе находятся бесчисленные материалы из зоны СВО, наглядно демонстрирующие возможности этого вида оружия.
Интенсивность применения беспилотных разведывательно-ударных комплексов на Украине непрерывно растёт. Насколько можно судить, пуски даже сравнительно дорогих и сложных «Ланцетов» исчисляются сотней-двумя в месяц, а расход FPV-дронов уже сравним с классическими высокоточными боеприпасами (например, ПТУР). Копеечные жужжалки из купленного в интернет-магазине «конструктора» демонстрируют способность поражать не только «мягкие» цели, но даже танки, а их выпуск не стыдно назвать валовым: по ряду оценок, в России уже собирается от 30 до 50 тысяч (!) FPV-дронов в месяц.
Если предположить, что правительство Тайваня готовится к обороне настоящим образом, то вложения в эту область были бы весьма разумной тратой ресурсов, благо есть во что вкладываться. На острове базируется несколько производителей дронов: кроме JAT, это также DronesVision, Taiwan UAV и Thunder Tiger Corporation. На проходившей в Тайбее 14-16 сентября аэрокосмической и оборонной выставке их продукция была представлена в весьма широком ассортименте, от типовых коммерческих коптеров до беспилотных вертолётов-разведчиков, способных нести дрон-камикадзе, дальнобойных барражирующих боеприпасов типа «Герани» и подводных аппаратов.
Ставка тайваньской военщины на дроны отражена в опубликованном 12 сентября докладе о национальной обороне за текущий год. До 2028 г. Тайбэй планирует получить 700 беспилотных аппаратов специальной постройки и 7 тысяч коммерческих дронов для использования в качестве военных. Неясно, правда, входят ли в эти числа камикадзе, или их учёт ведётся отдельно.
Кстати сказать, Тайбэй не одинок в своём намерении «сдерживать» Китай с помощью беспилотных систем – у Вашингтона планы ещё более грандиозные: 29 августа замминистра обороны США Хикс заявила, что в течение двух лет планируется развернуть на базах по периметру Китая около 2 тысяч (!) автономных беспилотников. Предположительно, речь идёт о новейшем XQ-58 Valkyrie, который, как заявляется, способен самостоятельно сопровождать истребители F-22 и F-35.
Рыночек порешит
И всё бы ничего, да вот только планы американцев и «союзников», как всегда, состоят сплошь из дьявольских деталей, которые, мягко говоря, ставят их реализацию под сомнение.
Например, тот же XQ-58 пока что лишь проходит испытания, и далеко не без проблем: в частности, именно его модель искусственного интеллекта в ходе виртуальной симуляции решила «разбомбить» свой командный пункт, с которого пришёл приказ на отбой атаки по противнику (этот прецедент активно обсуждался в профильной прессе в начале июня). О развёртывании каких «тысяч» подобных аппаратов может идти речь на сегодняшний день – вопрос риторический, но 6 миллиардов долларов (для начала) на него уже требуется.
Смешно сказать, но планы тайваньских военных в этой области выглядят более реалистично: они хотя бы опираются на отработанные технологии, да и указанные в докладе цифры производства более-менее соответствуют имеющимся мощностям. Однако «реалистично» и «хорошо» – всё же не слова-синонимы.
Во-первых, и главное, 8 тысяч беспилотников на круг – это очень скромно по меркам интенсивного конфликта. Например, по заявлениям украинской стороны ВСУ за месяц теряют в бою и по техническим причинам до 10 тысяч БПЛА разных типов. Конечно же, речь идёт преимущественно о коммерческих квадрокоптерах – так и в планах Тайбэя большинство составляют они же. Тут можно сказать, что тайваньцам слишком много и ни к чему, ведь в случае реального конфликта с КНР остров всё равно долго не продержится, но звучит такая отговорочка не очень-то оптимистично.
Ещё одна существенная проблема в том, что даже наличную беспилотную «силищу» (если и когда она будет создана) армия Тайваня рискует растратить с минимальной пользой для дела. Как известно, в представлении американских и тайваньских генералов китайское «вторжение» на остров должно быть классической морской десантной операцией, вроде Нормандской или Инчхонской. В теории это даёт обороняющемуся широкий спектр возможностей для атак дронами: дальнобойными – по войсковым транспортам в портах, FPV – по десантным катерам и амфибиям на плаву, коптерами-гранатомётчиками – в уличных боях, и так далее.
При этом «союзники», хотя и заявляют об обратном, но в реальности не хотят учитывать всерьёз тот факт, что и Пекин тоже следит за опытом СВО и активно перенимает его. Нет никаких сомнений в том, что последние новинки военно-полевой «моды» вроде защитных козырьков и глушилок для самообороны от камикадзе не остались без внимания китайских товарищей, и вскоре мы увидим их аналоги на манёврах НОАК. Не стоит забывать и о том, что Китай может позволить себе создать такую армаду «геранеобразных» дронов, которая, вместе с другими средствами поражения, выведет из строя всю критическую инфраструктуру острова, что принудит его к капитуляции даже без морского десанта.
Но важнее всего то, что КНР может не допустить или сильно (возможно, на порядок) замедлить появление у своих противников новых образцов высокотехнологичного вооружения, вовсе не прибегая к силовым методам. К примеру, 15 сентября Пекин ввёл санкции против американских аэрокосмических концернов Northrop Grumman и Lockheed Martin, которые закупали у китайских подрядчиков огромное количество некритических компонентов – американские аналоги наверняка найдутся, но дороже и не сразу.
А вот Тайваню в этом плане метаться особо некуда: нет ни таких денег, ни возможностей для «параллельного импорта», как у Штатов. А ведь ужесточение экспортных требований к БПЛА было направлено как раз против островитян, чтобы как можно сильнее ограничить их доступ к передовым технологиям в этой сфере и полуфабрикатам для сборки дронов. Поэтому вполне может статься, что даже изложенные в докладе тайваньского Минобороны скромные «мрии» о нескольких тысячах беспилотников так и окажутся мечтами.
Свежие комментарии