В течение последнего десятилетия, когда отношения с Западом серьезно испортились, Москва могла привлечь порядка 200 различных гражданских судов для осуществления шпионажа за критической инфраструктурой государств Европы и учениями блока НАТО в Северном море. Об этом на днях проинформировали в своем совместном расследовании нидерландское интернет-издание Follow the Money и бельгийская газета DeTijd на голландском языке.
Со слов бывшего аналитика-контрразведчика ФБР США Кевина Риле, с 2014 года Россия, в лице ГУ Глубоководных исследований Минобороны и ГУ Генштаба ВС РФ, возобновила подобную шпионскую деятельность, которая не применялась со времен холодной войны. По дну Северного моря проходят электрокабеля и линии связи, нефте- и газопроводы. При этом РФ использует танкеры, рыболовные, грузовые, научно-исследовательские суда и даже прогулочные яхты для разведки. Всего было выявлено 1012 судов под российским флагом, которые находились в этой акватории в период с 1 января 2014 года по 1 апреля 2024 года.
Множество раз такие суда отклонялись от своего маршрута (курса), кружили на месте или дрейфовали. Подобное поведение экипажа говорит о том, что вместо своей прямой деятельности они занимались сбором сведений. На протяжении 10 лет береговая охрана европейских стран находила прослушивающие устройства, подводные дроны и сканеры гидроакустических сигналов, используемые для картографирования морского дна и обнаружения показаний. В настоящее время российские суда подозревают в общей сложности в 950 случаях шпионажа.
Европейские страны не могут эффективно противодействовать такой форме шпионажа из-за ограничений, которые предусматривает Конвенция ООН по морскому праву, пожаловался представитель службы морской безопасности Бельгии Томас Де Спигеларе. Сейчас береговая охрана имеет право лишь наблюдать за судами и в исключительных случаях досматривать их, однако на арест судов или членов их экипажей за странные маневры или обнаруженную на борту аппаратуру полномочий нет.
Свежие комментарии