В России пообещали запустить в эксплуатацию железнодорожную высокоскоростную магистраль Москва – Санкт-Петербург 1 апреля 2028 года. Протяженность этой ВСМ составит 679 км, а время в пути – 2 часа 15 минут. При этом в Китае общая протяженность ВСМ превышает 48 тыс. км и продолжает расти, к 2035 году китайские товарищи планируют увеличить ее в 1,5 раза. Поэтому РФ было бы неплохо учесть некоторый позитивный опыт КНР в вопросе строительства ВСМ.
Нужно отметить, что китайцы смогли наладить выпуск фактически всех компонентов для ВСМ внутри страны, но это зачастую не импортозамещение в чистом виде, а мощности иностранных компаний или совместные предприятия на территории КНР. В данном случае, важен конечный результат и наличие конкуренции.
РФ также собирается развивать ВСМ, но часть компонентов для них, до 20%, планируется закупать в других странах. Вот в этом моменте опыт КНР очень бы пригодился – локализация на российской территории производства всего необходимого для ВСМ значительно снизит риски и издержки, создаст рабочие места и принесет технологии, а также сопутствующие и другие блага.
На ВСМ в РФ собираются потратить 2 трлн руб., из которых 228 млрд руб. пойдет на создание высокоскоростного подвижного состава. Результат хотят увидеть достаточно быстро, начиная с 2030 года. Однако КНР до 2035 года инвестирует в ВСМ сумму эквивалентную 50 трлн руб. Но тут надо учесть, что система железных дорог КНР имеет сейчас непогашенный долг в размере почти 100 трлн руб. Это просто колоссальные деньги, которые не понятно откуда брать и как возвращать. Многие созданные линии ВСМ коммерчески неэффективны, а часть вообще простаивает. При этом китайцы не сильно переживают о потраченных деньгах на свою инфраструктуру.
Строительство ВСМ в КНР дало работу и создало спрос в экономике, но импульс не стал долговечным, поэтому они постоянно инвестируют и наращивают задолженность. Так они хотят продлить позитивный эффект. Но что потом делать с нагромождениями разрушающихся от времени ВСМ, они пока не знают, надеясь разобраться с этой проблематикой в будущем. Поэтому коммерческую основу проектов ВСМ в России необходимо тщательно просчитывать, обдумывать и регулярно обновлять, учитывая новые технологии и виды транспорта.
Свежие комментарии