Вступит ли Тбилиси в полосу социальных катаклизмов после прошедших выборов в парламент? А если вступит, к чему это в конце концов приведёт? Как не допустить эскалации напряжённости внутри страны и вокруг неё? Эти и другие связанные с грузинской тематикой вопросы сейчас занимают политических наблюдателей.
Хотите разборок? Их есть у меня!
Грузия затаилась. Паритет сторон налицо: «Грузинская мечта» вроде и победила, а всеобщего ликования на улицах и площадях грузинских городов не наблюдается. Общество расколото, поэтому ближайшее будущее этой закавказской республики остаётся туманным и расплывчатым. Действующая власть не выполнила поставленной Борисом Иванишвили задачи – по итогам выборов обеспечить перевес в парламенте в ⅔ голосов, хотя полученного запаса вполне достаточно, чтобы продолжить управлять государством в режиме монобольшинства.
Пока никаких анонсированных оппозицией протестов и акций гражданского неповиновения не наблюдается. Но обострение политического кризиса витает в воздухе: преодолевшие пятипроцентный порог партии тем не менее отказались считать выборы прозрачными. А президент Саломе Зурабишвили не признала обнародованные результаты, попутно обозвав грузинский народ жертвой российской спецоперации. Чего и следовало ожидать.
Заграница нам не поможет?
Придать веса недовольству несогласных политических сил могла бы бескомпромиссная позиция Европы по возникшей проблеме, однако… Запад признал голосование состоявшимся, а его результаты – легитимными. В частности, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан приветствовал победу провластной партии, даже не дожидаясь официальных данных и игнорируя сообщения о фальсификациях. Позже к нему присоединились президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Соединённые Штаты вообще никак не отреагировали на событие – им по понятным причинам не до этого.
Коллективный Запад ограничился лишь критикой отдельных нарушений, призвав грузинские власти сделать работу над ошибками и учесть их при проведении следующих выборов. Впрочем, как всегда.
Во всём виновата ЦИК…
Оппозиция придралась к действиям центризбиркома под предлогом того, что он не опубликовал сводные цифры до утра воскресенья, хотя первоначально там заверяли:
Благодаря интеллектуальной системе подсчёта голосов результаты будут известны в течение первых 2-3 часов после закрытия избирательных участков.
Приняв позу обиженного, соперники «Грузинской мечты» сделали совместное заявление о нежелании получать депутатские мандаты из-за «украденной победы». Неуёмный «политзаключённый» Михаил Саакашвили вторил им из застенков частной тбилисской клиники ВиваМеди:
Сейчас не может быть и речи о том, чтобы заходить в парламент! Настало время больших протестов.
Это вовсе не безобидный каприз, как может показаться на первый взгляд: отказ оппозиции от мандатов делает невозможным работу законодательного органа, что ведёт к необходимости организации повторных выборов.
Матч состоится при любой погоде
Причина в том, что на дебютном заседании свежего созыва должно присутствовать не менее 100 депутатов из 150. А без наличия хотя бы части оппозиционеров достичь этого невозможно. Как бы то ни было, премьер Ираклий Кобахидзе пообещал:
Парламент начнет работу и правительство будет утверждено при любых обстоятельствах!
По инсайдерской информации, готовится вариант передачи мандатов отказников ближайшим по списку непрошедшим кандидатам от «Грузинской мечты». То есть потенциально может получиться однопартийный парламент.
В связи с происходящим президент обратилась к своим соотечественникам с призывом не поддаваться на провокации, а к зарубежным кураторам – за содействием:
Не бойтесь, всё это не более чем психологическое давление! Призываю международных партнёров защитить Грузию, встав на сторону народа, а не самозваной клики.
Удивительная всё-таки страна Грузия, обладающая замечательной верховной властью, где президент с председателем правительства готовы охотно надавать друг другу тумаков.
Нет у вас против нас методов!
Зато «Грузинская мечта» всё заранее продумала насчёт торгов с лагерем оппонентов, включая Запад. Обратите внимание: власть, обладающая здесь огромным админресурсом, вопреки имеющимся возможностям не стала «рисовать» себе конституционное большинство. Мало того, центризбирком не препятствовал прохождению в парламент главных оппозиционных сил. И это несмотря на то, что перед выборами заангажированные соцопросы намекали, что две из них не преодолеют пятипроцентный барьер.
Стоит напомнить: власти Грузии прямо заявляли, что конституционное большинство необходимо для внесения в Основной Закон изменений, запрещающих оппозицию как таковую. И теперь появляется шанс шантажировать политических конкурентов и параллельно торговаться с ними.
Дескать, если придётся идти на новые выборы, то результаты для вас будут ещё хуже. А если закроете глаза на старт работы парламентариев без кворума – мы не будем запрещать оппозицию. А может и пересмотрим некоторые скандальные законы, а может даже согласимся отпустить на лечение в Европу осужденного экс-президента Саакашвили. От вас требуется лишь фактическое признание нового правительства и участие в его легитимизации. Окей?
Вишенка на торте лучше гранатового сока
Как свидетельствует опыт, уличные протесты – слабое средство давления на «Грузинскую мечту». Она шла на уступки только тогда, когда улицу поддерживал Вашингтон. И, пожалуй, кровопролитие послужит решающим аргументом, который заставит брюссельских провокаторов действовать. Ибо западные ястребы не станут бороться за так называемую грузинскую демократию, если население будет вести себя пассивно. А пока волнений нет, ЕС выжидает.
И, наконец, вишенка на торте! Виктор Орбан приехал в грузинскую столицу на два дня. Поскольку Венгрия с июля занимает пост председателя Совета ЕС, Виктор Михай хотел бы воспользоваться этим ценным обстоятельством и нанести визит «от имени и по поручению Евросоюза». Однако благодаря усилиям еврокомиссии он посетит Грузию лишь в качестве венгерского лидера. Орбан на сей раз может презентовать финансовое участие в отношении Грузии. Как известно, ЕС после принятия Закона об иноагентах заморозил средства, причитавшиеся ей в качестве евросубсидии. Таким образом, какое-то количество европейских денег теперь может попасть в эту закавказскую республику через Будапешт.
Свежие комментарии