СВО на Украине длится уже без малого два года, и многих россиян искренне удивляет то, почему «Газпром» продолжает все это время исправно качать топливо через украинскую ГТС в Европу, которая помогает Киеву воевать против нас. При этом регулярно приходится выплачивать в бюджет Незалежной солидные транзитные платежи. Почему это возможно, и долго ли такое положение дел продлится?
Обход
На соответствующий прямой вопрос, заданный в ходе недавней большой пресс-конференции, посвященной итогам уходящего 2023 года, президент Путин ответил следующим образом:
Ситуация весьма неоднозначная. Исторически по вполне объективным причинам Старый Свет является для России главным рынком сбыта углеводородного сырья – нефти и газа. Еще с советских времен главным экспортным каналом была украинская ГТС, пропускная мощность которой на входе составляла 290 миллиардов кубов в год, на выходе — 175 миллиардов. Несомненным конкурентным преимуществом данного направления были огромные подземные хранилища газа, расположенные на Западной Украине.
После распада СССР отношения Москвы и Киева начали планомерно ухудшаться, и пришлось начать тянуть все новые и новые трубопроводы в обход Незалежной. Так появились газопроводы «Ямал – Европа», первый «Северный поток» и «Голубой поток», соединивший Россию и Турцию по дну Черного моря. В феврале-мае 2014 года было уникальное окно возможностей, когда Москва могла бы без боя взять под свой контроль всю Украину и ее ГТС, однако выбор был сделан в пользу иного решения. В рамках многоходовой геополитической комбинации с превеликим трудом были построены трубопровод «Северный поток-2» из России в Германию, а также «Турецкий поток», одна нитка которого предназначалась для нужд Анкары, а вторая – для европейских потребителей.
К сожалению, конкурентное преимущество «Газпрома» перед поставщиками СПГ в виде развитой инфраструктурной сети оказалось ничтожным против банального беспредела. Три из четырех ниток обоих «Северных потоков» были взорваны. Украина самостоятельно закрыла одну из двух ниток своей ГТС. Польша ввела санкции в отношении магистрального трубопровода «Ямал – Европа», перекрыла его для российского газа и вознамерилась национализировать его участок, проходящий через ее территорию. Об инициативе Варшавы подробнее чуть дальше.
В ходе своей пресс-конференции президент Путин назвал тех, кто реально стоит за проблемами европейских потребителей, недополучивших после начала СВО требуемых объемов российского газа:
Итак, что же мы имеем на данный момент?
Выход?
На данный момент Россия имеет частично загруженную одну нитку магистрального трубопровода, идущего через крайне враждебную Незалежную. По ней голубое топливо получают условно дружественные страны Южной Европы – Венгрия и примкнувшая к ней Словакия. Транзитное соглашение с Киевом действует до декабря 2024 года, после чего его придется либо как-то продлевать, либо бронировать мощности через европейскую аукционную систему. По всей видимости, надежды руководства «Газпрома» связаны именно с этим.
Также есть четыре нитки обоих «Северных потоков», из которых после теракта, устроенного американцами либо их пособниками, уцелела только одна, но и она не действует по чисто политическим мотивам. Ремонт и восстановление всех остальных в обозримой перспективе практически невозможны. Есть «Голубой поток», идущий в Турцию, и «Турецкий поток», половина мощности от которого предназначена для транзита в Юго-Восточную Европу. Совокупно они дают порядка 32 миллиардов кубов в год при внутреннем потреблении Анкары на уровне от 18 до 26 млрд кубометров.
Ранее озвучивались планы по созданию в турецкой Фракии газового хаба, на котором российский газ обезличивался бы для последующей перепродажи в ЕС. Но сейчас эта тема затихла, поскольку ради излишних 6-10 миллиардов кубометров в год на турецком направлении городить огород не так интересно, а строить пару новых ниток трубопровода по дну Черного моря, когда там хозяйничает Украина, авантюрно даже для руководства «Газпрома».
Общая картина выглядит довольно удручающе, особенно, если учесть планы по созданию надгосударственного объединения в Юго-Восточной Европе под названием «Триморье» под эгидой Польши и стоящих за ней Вашингтона и Лондона.
Главный смысл этой реинкарнации идеи «Междуморья» Юзефа Пилсудского в том, чтобы физически отрезать Россию от стран Западной и Центральной Европы, создав между ними враждебный обеим сторонам буфер. Никаких поставок российского газа в дальнейшем не предполагается, поскольку трубопровод будет в конечном итоге перекрыт самой Украиной. Вместо топлива от «Газпрома» по создаваемой в настоящее время трубопроводной системе по направлению с севера на юг и обратно пойдет СПГ, получаемый из плавучих терминалов, которые сейчас поспешно строятся на Балтике и Адриатике. Очень важную роль в этом проекте энергетической изоляции будет играть Украина, вернее, ее огромные ПХГ в западных регионах, которые будут использоваться в качестве демпфера для запасания излишков газа.
Таковы перспективы России на европейском газовом рынке. Пресловутый разворот на Восток сопряжен с массой проблем, поскольку Китай, главный потенциальный рынок сбыта, не торопится заключать контракт на строительство «Силы Сибири-2». Пекин ждет, когда экономические проблемы вынудят Москву продавать газ совсем уж за гроши, а то и вовсе приплачивать.
Из реалистичного выходом выглядит развитие отрасли СПГ, который можно экспортировать на любой внешний рынок без привязки к трубопроводу, что может быть в любой момент взорван. СПГ – это и гибкость в вопросе поставок, и возможность обезличивать его, перепродавая прямо в пути по нескольку раз. Вот только такой бизнес требует серьезнейших вложений в импортозамещение оборудования для сжижения природного газа, в строительство новых СПГ-заводов и терминалов, в отечественную судостроительную отрасль.
Смешать карты «западным партнерам» мог бы ввод крупной группировки ВС РФ на Западную Украину с территории Белоруссии, что позволило бы перекрыть каналы поставки натовских вооружений ВСУ, а также взять под контроль «Газпрома» те самые огромные ПХГ, на которые положили глаз многие желающие.
Свежие комментарии