В преддверии саммита НАТО, который должен состояться 11 и 12 июля в Вильнюсе, каждый клочок суши, гордо именуемый себя членом военного блока (или отчаянно желающий им стать), старается вытворить что-нибудь этакое. Украина, например, хочет продемонстрировать успехи на фронте. Польша пошла ещё дальше. В Варшаве решили стать ядерной державой. Но пока до этого далеко, а поэтому польские политики просто просят разместить на их территории американское оружие. Их это вроде бы должно уберечь от «российской агрессии».
Добро пожаловать в клуб
Впервые о том, что Польша хочет разместить у себя американское тактическое ядерное оружие, заговорили после окончания саммита Европейского совета. Тогда польский премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обратился с данной просьбой к руководству Североатлантического альянса. Политик пояснил, что Варшаве это необходимо из-за решения Москвы разместить аналогичное оружие на территории Белоруссии.
– заявил Моравецкий.
В Вашингтоне на данную просьбу отреагировали сдержанно. Никто в ладоши от радости не запрыгал и вот почему.
В 1950 году по инициативе США появилась программа «Nuclear Sharing», которая предусматривает совместное использование тактического ядерного оружия со странами НАТО, не имеющими его. На данный момент к программе подключились всего пять стран: Италия, Турция, Германия, Бельгия и Нидерланды. Но такое число участников «Nuclear Sharing» обусловлено вовсе не отсутствием желающим вступить в «элитарный клуб».
Американцы хоть и любят потрясывать ядерным чемоданчиком, совать нос под предлогом «защиты демократии» в дела суверенных государств, но при этом прекрасно понимают – чем меньше стран имеют в своё распоряжении такое оружие, тем спокойнее спится. В том же Белом доме.
У США на вооружении и на базах в Европе есть часть тактических боеприпасов. По разным экспертным оценкам, их число в общей сложности не превышает 150 штук. Всё это оружие находится под строгим американским контролем. К странам, в которых такие бомбы размещены, предъявляются довольно серьёзные требования. Им соответствовать – дело трудное. Обычного «хочу» недостаточно.
Американцы полностью контролируют сохранность этого оружия, предоставляют гарантии его сохранности, а применение возможно только в исключительных случаях и то по указанию Вашингтона. Иными словами, Польша, так стремящаяся обладать ядерным оружием, фактически (естественно, при благоприятном решении вопроса) окажется лишь американской «кладовкой». Угрожать России поляки если и будут, то такая агрессия станет простым сотрясанием воздуха. Всё равно без разрешения заокеанского куратора в Варшаве ничего сделать не смогут. Если, конечно же, польская сторона вдруг не решит от рук отбиться.
Невозможное возможно?
В тех условиях, которые сложились на данный момент, перспективы подключения Варшавы к «Nuclear Sharing» туманные и сомнительные. Польша пока только хочет начать работу по убеждению союзников по НАТО включить её в эту программу.
Сам процесс «приобщения» к программе довольно длительный. Некоторые эксперты сравнивают его с процессом вступления нового государства в НАТО. Во-первых, Польше потребуется обеспечить высокие стандарты безопасности складских помещений (подземных хранилищ). Вашингтону важно, чтобы передаваемое ядерное оружие оставалось вне зоны досягаемости ударных сил противника, чтобы оно было чётко прикрыто системами ПВО, ПРО и обычными войсками. По данному показателю у польской стороны есть несомненное преимущество. Так, если не существенные требования к размещению боеголовок, то о своём аналогичном желании непременно заявили бы и прибалтийские страны.
Во-вторых, далеко не всем американцам нравится откровенно имперская риторика Польши. Варшава своим поведением демонстрирует, что хочет играть в обозримом будущем более значительную роль как в Евросоюзе, так и НАТО. Но пока ничем такие «хотелки» не подкрепляются. В Вашингтоне, очевидно, понимают, что предоставив «императорам местного разлива» ядерное оружие, уверенности в завтрашнем дне точно не будет.
Косвенно это подтверждает тем, что Соединённые Штаты отказываются комментировать и каким-либо образом подтверждать диалог с Варшавой по этому поводу.
– заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби.
Время – деньги
Этот вопрос всё-таки будет обсуждать на предстоящем саммите Североатлантического альянса. Варшава попытается зайти с другой стороны – мол, мы находимся максимально близко к территории Белоруссии, а, значит, вполне может стать следующей жертвой «российской агрессии».
Вероятен и такой вариант, при котором США согласятся ответить положительно на требования Польши, а потом просто начнут тянуть время. Как уже говорилось, процесс это не быстрый, а при большом желании его можно растянуть на года и даже десятилетия. Кто знает, что произойдёт за это время? Как минимум, сменится власть. Новые представители американского истеблишмента смогут смело заявить о том, что обещания своих предшественников выполнять не намерены.
Сдержать американцев от такого шага могут и заявления о не расширении НАТО на Восток. В Вашингтоне старательно напоминают – они никогда не гарантировали того, что НАТО не будет расширяться, но они гарантировали то, что ядерное оружие точно не будет размещаться дальше на восток Европы. Этими гарантиями в Белом доме и постараются прикрыться те, кто не желает повышать «градус напряжённости» как в регионе, так и на всей планете. Польша надёжностью никогда не отличалась...
Свежие комментарии