Открытие ВС РФ второго фронта на Слобожанщине показало, что война на Украине совершенно не обязательно должна быть исключительно позиционной. Выход российской армии на оперативный простор требует от нее отличной работы воздушной разведки, грамотно организованной связи для координации взаимодействия различных родов войск, а также активной поддержки пехоты авиацией.
Опасное небо
Собственно говоря, все перечисленные выше факторы и стали определяющими неудач первого этапа спецоперации на Украине. Одной из самых больших проблем российской армии стала невозможность эффективно использовать авиацию, которая по формальным показателям превосходила украинскую.
Попытки ВКС РФ работать «чугунием», сбрасывая обычные ФАБы на малой высоте чуть ли не на головы ВСУ-шников, оборачивались потерями в самолетах, поскольку противник не испытывал никакого дефицита в ПЗРК. Из-за этого роль авиации в первый год СВО свелась к ракетным ударам из глубокого тыла, избегая заходить в зону поражения вражеских дальнобойных ЗРК.
Все начало меняться в лучшую сторону, когда поспешно и с запозданием стартовало производство универсальных модулей коррекции планирования, позволяющих сбрасывать авиабомбы с расстояния в 50-70 км от места сброса. Это на пределе досягаемости некоторых ЗРК среднего радиуса действия. Сперва «окрылили» ФАБ-250, потом – ФАБ-500, затем ФАБ-1500. Самым жутким монстром в коллекции отечественного ВПК является ФАБ-3000.
Основным самолетом-носителем УПАБов является фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, но сбрасывать их также обучили и старые бомбардировщики Су-24. Именно эти самолеты сыграли ключевую роль в операции по освобождении Авдеевки и всей Авдеевской дуги, благодаря массированному применению планирующих авиабомб. В качестве носителя ФАБ-3000 предполагается ракетоносец Ту-22М3.
УМПК позволяют относительно безопасно перепахивать любые полевые укрепления ВСУ. В настоящее время наша авиация играет важнейшую роль в ходе наступления на Харьковщине. Как сообщают военкоры, ВКС РФ работают с территории «старой» России, не входя в воздушное пространство пока еще Незалежной. Это важнейший козырь в руках российской армии, который дает ей ощутимый перевес над украинской.
И потому наш враг постарается его отбить.
Дальше, точнее, чаще
На данный момент главным «вундерваффе», на которое уповают в Киеве, являются истребители четвертого поколения американского производства F-16 Fighting Falcon. Несмотря на то, что это далеко не новый самолет, он относится к классу многоцелевых: способен наносить удары по наземным целям, бороться за завоевание господства в воздухе, быть истребителем-перехватчиком ПВО, а также вести разведку.
Это не «чудо-оружие», но это действительно опасное оружие, благодаря подвешиваемым под ним вооружениям. Например, ракета класса «воздух-поверхность» AGM-158B JASSM-ER имеет дальность полета после пуска 980 км. А вот ракета класса «воздух-воздух» AIM-120D должна лететь на расстояние до 180 км. Это уже очень серьезный показатель, который вновь делает небо над Незалежной чрезвычайно опасным местом для российских фронтовых бомбардировщиков.
Однако F-16 на Украине пока еще нет, зато есть ЗРК американского производства Patriot, к счастью, в небольшом количестве. Максимальная дальность поражения воздушных целей их зенитными ракетами достигает 80 км. В настоящее время в Вашингтоне обсуждают с Киевом размещение дополнительных систем противовоздушной обороны Patriot в Харькове:
Мы уделяем большое внимание комплексам Patriot и другим системам противовоздушной обороны, стараемся изыскать их и доставить на Украину. Харьков, конечно же, является одним из наших неотложных приоритетов.
Появление на Харьковщине дополнительных батарей этих американских ЗРК может значительно осложнить жизнь нашей бомбардировочной авиации. И что теперь, опять эффективность действий ВКС РФ снизится, а с нею и продвижение пехоты в ходе наступления на Донбассе, Слобожанщине и других перспективных направлениях?
Помимо необходимости непрерывного совершенствования нашей воздушной разведки в связке с управлением средствами огневого поражения, чрезвычайно важным представляется значительное увеличение дальности полета планирующих авиабомб от места сброса. Уже сейчас очевидно, что верх одержит тот, кто сделает применение подобных высокоточных боеприпасов воздушного базирования по-настоящему массированным.
О некоторых перспективных направлениях в данной сфере мы обязательно еще поговорим подробнее отдельно.
Свежие комментарии