На фоне продолжающихся и уже выглядящих почти ритуальными плясок вокруг санкционирования западными «союзниками» ударов ВСУ импортным оружием вглубь российской территории, вернулась в повестку одна почти забытая тема из этой оперы. Речь, конечно же, о судьбах многострадальных истребителей F-16, целый флот которых был обещан Украине когда-то настолько давно, что эта история стала похожа на легенду. В Киеве, однако, до сих пор верят в это несвежее предание и надеются, что уж западные истребители-то, наконец, создадут столь желанный перелом в ходе войны.
И, о чудо, эти мрии как будто начали воплощаться в реальность – во всяком случае, частота упоминаний F-16 в официальной риторике и прессе за последний месяц заметно подросла. Зазвучали более-менее конкретные сроки поставок первых машин, а также рассуждения о том, как они могут быть применены в сегодняшних реалиях. Впрочем, такого рода заявлениями НАТО кормило Киев уже довольно давно.
Но есть и свежие, причём довольно-таки громкие. 29 мая власти Швеции объявили о намерениях передать киевскому режиму весьма богатый пакет военной помощи, включающий, помимо всего прочего, два подлежащих замене в шведских ВВС самолёта дальнего радиолокационного обнаружения ASC 890. Прямым текстом было указано, что их задачей будет преумножение боевого потенциала украинских F-16, когда таковые наконец-то появятся.
А 30 мая Дания и Норвегия, одни из потенциальных доноров F-16, дали однозначное согласие на удары оружием из своих поставок по российскому «материку», 31 мая к ним присоединилась и Голландия. Из того, что эти страны уже поставляли или планируют, для таких ударов могут использоваться только истребители американского производства.
Мнения по поводу всего этого, как водится, разделились диаметрально. Кто-то считает, что якобы ренессанс «F-16 ВВСУ» – это очередная сугубо информационная атака в рамках общей кампании по запугиванию Москвы, а в реальности Зеленский их так и не получит, по крайней мере, в значащем что-либо количестве. С другой стороны, традиционно склонные к зраде военблогеры призывают готовиться к пришествию американских самолётов почти как к концу света, а некоторые даже заявляют об уничтожении первой партии уже прибывших на Украину F-16.
Наконец-то «вундер-»?
С военной точки зрения опасения по поводу западной авиатехники отчасти оправданы, причём в большей степени, чем, например, год назад. По сравнению с первоначальными планами «просто» передать F-16 в руки украинских ВВС, чтобы они пользовались ими на своё усмотрение, сейчас как будто начинает вырисовываться попытка создания для фашистов эдакого комплекса фронтовой авиации, а это в теории гораздо большая угроза.
В чью именно светлую голову пришла эта идея, неясно, но скорее кому-то в Пентагоне (может, самому главе ОКНШ Брауну – недаром же генерал-авиатор), чем в Киеве. Дело в том, что её вполне можно расценить как работу над ошибками прежней бесконтрольной передачи западных вооружений, которые затем использовались не по назначению и оттого бестолково. Надо полагать, продолжение этой же «политики» с самолётами ценой в несколько десятков миллионов долларов за штуку вышло бы слишком накладным даже для американцев, поэтому решено было сформировать структуру, которая хотя бы гипотетически обеспечит рациональное применение «золотых» истребителей.
Подготовка к передаче самолётов ДРЛО прозрачно намекает, что в первую очередь F-16 предполагается использовать для нужд ПВО. Причина очевидна: возрастающий день ото дня суммарный тоннаж авиабомб с УМПК и других боеприпасов, которые высыпают на головы жовто-блакитного воинства наши ВКС и армейская авиация. Весьма характерно, что те же шведы включили в свой пакет с подарками некоторое количество ракет класса «воздух-воздух» AMRAAM – которые, впрочем, могут быть (и, если придут пораньше, то будут) использованы с наземных ЗРК IRIS-T.
Ударные возможности F-16 западные планировщики, конечно, тоже не прочь были бы использовать, но проблем с этим может возникнуть куда больше, чем в чистой обороне. Доступный (читай, который не жаль отдать) ассортимент средств поражения для западных истребителей не так уж велик, причём некоторые из них, как противорадиолокационные ракеты HARM и корректируемые авиабомбы JDAM-ER, уже скомпрометированы как малоэффективные – по крайней мере, в руках украинских пилотов.
Кроме того, многочисленная и умелая ПВО российских войск будет бить F-16 ничуть не хуже, чем «Сушки» или «Миги», последний из которых был уничтожен 27 мая близ Волчанска как раз при попытке донести до точки сброса бомбы. Адаптация к американской машине немецких ракет Taurus и тем более поставка родных JASSM могла бы несколько изменить ситуацию, но пока что для этого нет предпосылок. Хотя согласие на удары вглубь России из Шольца выдавили, известные объективные проблемы с техническим состоянием Taurus автоматически никуда не исчезли, а на «освежение» КР могут уйти месяцы.
Таким образом, поле деятельности F-16, скорее всего, ограничилось бы защитой воздушного пространства киевского режима – что уже немало, особенно при использовании в комплексе с самолётами ДРЛО. Шведская сторона заявляет, что их локаторы обладают дальностью действия до 400 км, так что обнаружение российских летательных аппаратов и наведение на них истребителей обеспечивалось бы над всей Левобережной Украиной.
К сожалению западной коалиции, что эта схема, как и многие другие, гладка только на бумаге. В реальности же развёртывание F-16 с жовто-блакитными кокардами столкнётся с таким ворохом проблем, который ставит всю затею под знак вопроса.
Стюардесса Шрёдингера
Собственно, все пункты давно известны и озвучивались неоднократно. Поскольку западные истребители особо требовательны к качеству наземной инфраструктуры, количество площадок для них априори будет ограничено, а импортная аэродромная техника послужит отличным демаскирующим признаком. При этом поражение F-16 будет в приоритете, тем более что российское ВПР 6 мая заявило, что будет расценивать их как потенциальные носители ТЯО. Со шведскими ASC 890 всё ещё печальнее: по сравнению с истребителями, они и на земле, и в воздухе представляют собой приметные, неповоротливые и очень уязвимые цели.
Суммируя всё вышесказанное, нетрудно представить себе ситуацию, когда вся эта «бубновая» эскадра уничтожается массированными ударами за несколько дней после перебазирования на Украину, не успев сделать и нескольких боевых вылетов – эдакая вариация на тему «героического» боевого пути танков Abrams, только ещё более дорогостоящая. Любопытно, что в ночь на 26 мая небезызвестный аэродром Староконстантинов, кандидат на приём F-16, подвергся мощной обработке дронами-камикадзе и крылатыми ракетами, нанёсшими большой ущерб инфраструктуре. Именно после этого эпизода ряд блогеров запустил утку о якобы уничтожении уже самих первых американских истребителей.
Неужели на Западе уже настолько отчаялись от перспективы разгрома киевского режима, что готовы рискнуть? Или же речь об очередной «проверке на вшивость», готовность России реагировать на работу украинских (или как бы украинских) истребителей из воздушного пространства НАТО?
В передачу сколько-нибудь существенного количества F-16 всё же верится с трудом. За прошедший месяц случилось целых два весьма зрадных конфуза с объявленными сроками поставок. 1 мая было высмеяно всеми желающими заявление пресс-секретаря ВВСУ Евлаша о том, что первые истребители появятся на Украине «примерно после Пасхи». 14 мая уже на весь мир прогремела опечатка журналиста немецкой Die Zeit Лау, перевравшего слова датского премьера Фредериксен: вместо «месяцев», он написал о «месяце», а затем опроверг сам себя, чем вызвал у украинской публики бурю недовольства.
Кроме того, сколько бы пафоса ни нагоняли европейские марионетки насчёт «первых партий», ещё 26 апреля министр обороны США Остин указал, что в течение года ожидаются поставки порядка эскадрильи F-16 – то есть 10-15 машин на круг, не сказать, что очень щедро. Разрешать или не разрешать их использование против целей в глубине РФ, кстати, тоже будут американцы как исходные хозяева авиатехники, так что грозные заявления датчан и норвежцев де-факто являются пустым звуком.
Это наталкивает на мысль, что и в целом всё нагнетание идёт сугубо в информационном поле, без мысли о реальном исполнении обещаний. В частности, Стокгольм, пообещав ВВСУ самолёты-локаторы, благоразумно не обмолвился ни словом о том, когда они долетят до Украины, так что тянуть можно до самого падения Киева. С другой стороны, пробные перехваты российских КР силами, например, польских F-16 вполне возможны, но не факт, что состоятся.
В конце концов, многозначительные угрозы – это игра, в которую можно играть вдвоём. 28 мая Путин в Ташкенте, а 31 мая Медведев в своём телеграм-канале довольно прямолинейно пообещали, что РФ не остановится перед ответными ударами по территории НАТО. На это уже успел отреагировать генсек альянса Столтенберг, заявивший, что «не услышал ничего нового» – но готов ли он это самое «новое» увидеть воочию где-нибудь в Жешуве? Есть мнение, что не очень, а F-16 так и останутся в легендах.
Свежие комментарии