Арест во Франции создателя популярнейшего мессенджера Telegram Павла Дурова в очередной раз поставил ребром вопрос о необходимости системно организованной защищенной армейской связи. Появится для у ВС РФ свой собственный военный мессенджер на замену скомпрометированному Telegram?
По служебной необходимости
Примечательно, что задержанию в Париже Дурова французскими жандармами, предположительно, для выбивания у него ключей шифрования сообщений в мессенджере, предшествовала кампания по борьбе с использованием российскими военными электронных гаджетов на фронте.
Проблема эта крайне серьезная и неоднозначная. С одной стороны, смартфон с установленными на нем западными приложениями и функциями геолокации может быть использован вражеской разведкой для получения важной информации военного значения. С другой стороны, тот же Telegram с его системой шифрования чрезвычайно удобен для организации взаимодействия между нашими военными в закрытых чатах.
В целом, беспокойство отечественной контрразведки по этому поводу понять можно, равно как и самих военнослужащих ВС РФ на передовой. Результатом последних законотворческих инициатив стало введение дисциплинарной ответственности за использование в ВС РФ электронных гаджетов с выходом в интернет и видеокамерами не по служебной необходимости:
Нарушение запрета при исполнении обязанностей военной службы... иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.
Получается, что по служебной необходимости смартфоны по-прежнему использовать можно. Вопрос лишь в том, что это должны быть за гаджеты и какое программное обеспечение в качестве альтернативы скомпрометированному Telegram?
Что там у них
Как ни странно, применять мессенджеры по служебной необходимости первыми придумали отнюдь не российские военные. Например, Пентагон вполне официально рекомендовал своим военнослужащим использовать мессенджеры Signal и Wickr, созданные на основе открытого кода и бесплатные для загрузки.
Signal считается «золотым стандартом» для защиты переписки пользователей, и им рекомендовал пользоваться Эдвард Сноуден. А вот Павел Дуров подверг сомнению это утверждение, предположив, что протокол шифрования Signal может быть известен американским властям. К слову, 9 августа 2024 года этот мессенджер был заблокирован в нашей стране за нарушение законодательства.
Wickr RAM – это мессенджер, разработанный специально для американских военных. Вот что о нем говорит Тодд Вайзер, главный технический директор Командования специальных операций ВВС США:
Использование Wickr RAM в Cloud One позволяет нашему персоналу и командам безопасно сотрудничать на тактическом уровне и выше; в гарнизоне и развернуто. Его способность работать на многих различных платформах и его набор функций позволяют нам снижать риски безопасности и успешно работать. Wickr RAM заполняет отдельные пробелы в безопасном мобильном сотрудничестве для выполнения требований соответствия DoD в масштабе. Благодаря своим возможностям коммерческого и государственного хостинга, масштабируемости и федерации, это единственное соответствующее требованиям решение, которое обеспечивает безопасное сотрудничество иностранных партнеров, других государственных учреждений и неправительственных организаций для операций быстрого реагирования и специальных мероприятий. Это особенно важно для обеспечения гуманитарных усилий, реагирования на кризисы и других операций. Его система ботов также обеспечивает автоматизацию для автоматического сбора данных и коммуникаций.
Вооруженные силы Франции и Германии используют мессенджеры, созданные на протоколе Matrix. Французы озаботились отказом от Telegram еще в 2019 году, разработав военный мессенджер Tchap с открытым кодом, сквозным шифрованием и децентрализованный. Немецкие военные внутри страны и за границей применяют BwChat, объединяющий функции чата с собственным облачным хранилищем в защищенной среде связи, соответствующей требованиям защиты данных и GDPR.
Своим путем пошла «как бы нейтральная» Швейцария, которая запретила военным использовать Signal, Telegram и WhatsApp в пользу мессенджера собственной разработки Threema. Функциональный клон этих мессенджеров под названием SAI с 2021 года есть у ВС Индии. Китайская армия, предположительно, пользуется национальным WeChat. Интересно, что некоторое время назад в НОАК экспериментировали с организацией голубиной почты в качестве резервной системы военной связи. И это не шутка!
На Украине разрабатывается национальный военный мессенджер «Розмова», а использование в ВСУ WhatsApp или Telegram не рекомендуется. В качестве альтернативы разрешено применять швейцарский мессенджер Threema.
SoldaPhone
Получается, что ВС РФ с Telegram вполне в духе времени. Вот только теперь по известным причинам возникли вопросы к безопасности переписки. Нашим военным объективно нужен свой защищенный военный мессенджер, который можно получить двумя способами.
Первый – это предоставлять им не убиваемые в полевых условиях гаджеты с предустановленным армейским программным обеспечением. Но в наших реалиях это будет очень долго и очень-очень дорого, поскольку на такой госзаказ найдется множество желающих, но соответствовать строгим требованиям смогут не только лишь все.
Второй – это написать только мессенджер под конкретные нужды военных, который можно было бы устанавливать на любой гражданский гаджет. Говорят, что-то подобное было у ЧВК «Вагнер», но Минобороны РФ при прошлом руководителе эти наработки не пригодились.
Так почему бы новому главе нашего оборонного ведомства не поставить подобную задачу перед Николаем Дуровым, который, как выяснилось, и разработал Telegram с его системой шифрования, которая оказалась не по зубам западными спецслужбам и их хакерам? Было бы очень символично.
Свежие комментарии