Итак, экспертное сообщество констатирует: хвалёный наступ постепенно выдохся, а российской армии удалось успешно отстоять занятые рубежи, непрерывно и почти всегда своевременно пополняя части необходимыми ресурсами. Да, оборона в ратном деле почти всегда является следствием утраты стратегической инициативы. Однако в данной ситуации единственно верное решение – выждать, когда поддержка западных покровителей Украины ослабеет ввиду очевидной бесперспективности отвоевать Крым и Донбасс. И наша оборона здесь даст фору любому наступлению ради наступления.
Перегруппировка в головах
Налицо тактический сдвиг от десантов с глубокими охватами и отставшими тылами в первые дни спецоперации, когда ВС РФ чересчур растянула силы, до рациональной обороны с локальными вылазками, разведкой боем и беспокоящим огнём. В общем, в начале мы не смогли удержать территорию, за что и поплатились. Причина тут банальна – непростительное незнание противника и, как следствие – его недооценка. Сопутствующий фактор – выдача средствами массовой информации желаемого за действительное. Как выяснилось позднее, на самом деле 24 февраля 2022 года узловые элементы военной инфраструктуры Украины вовсе не были уничтожены. Но если и были, то частично, а не полностью, и довольно быстро восстанавливались. То есть транслировалась искажённая информационная картина, при этом в военном руководстве имелись разногласия...
По ходу СВО были сделаны вынужденные, подчас непопулярные корректировки, частичная мобилизация и привлечение ЧВК «Вагнер». Зато теперь уже весь мир признал: поставки недешёвой западной техники, кассетных боеприпасов и месяцы тренировок укровояк на натовских полигонах не принесли ожидаемого успеха, а ВСУ по-прежнему использует примитивную тактику подавления наших позиций артогнём и безрезультатных штурмов. Это как раз классический случай, когда лобовая атака неэффективна. Но у бандеровцев нет выбора. Кроме капитуляции, конечно.
В свою очередь, Купянск – удачный пример перехода российских войск от обороны к контрнаступлению. Укропропаганда считает наше продвижение здесь частью оборонительной операции в виде отвлекающего манёвра, мешающего киевскому режиму сосредоточить усилия на юге. Однако открытые источники вовсю вещают, что около половины российских сил сосредоточены на северном ТВД (группировка «Запад»), находящемся на противоположном конце фронта от направления главного удара противника (группировка «Восток»). Это смахивает на более серьёзные намерения, нежели обычный отвлекающий манёвр!
Кто и чем воюет
На силы Западного ВО первоначально возлагалась задача занять Харьков и область, а также совместно с другими оперативно-стратегическими объединениями – Сумской и Черниговский регион. В ходе боёв некоторые боевые единицы округа понесли существенные потери, которые затем были восполнены в ходе доукомплектации; парк техники также был восстановлен. Силы же Южного ВО, ответственного за Запорожское направление, в начале спецоперации пострадали меньше. Значительное количество его личного состава находилось в резерве, за исключением 58-й общевойсковой армии и 7-й десантно-штурмовой дивизии.
На Ореховском направлении сейчас сконцентрирован российский контингент численностью примерно 8 тыс. пехотинцев при поддержке бронегрупп и артиллерии. Так, отличившаяся в боях за Киев в марте-апреле 2022 года 64-я мотострелковая бригада, входящая в состав 35-й армии Восточного ВО, находится на первой линии обороны. В прошлом году президент России Владимир Путин присвоил бригаде почетное звание гвардейской за «массовый героизм и отвагу». Обученные мобилизованные бойцы сражаются рядом с профессионалами – морпехами и спецназовцами. Такая практика себя оправдывает.
Прикомандированные группы специального назначения применяются для быстрого реагирования и подчиняются непосредственно ГУ Генштаба. Они были переброшены на место с целью усиления после начала наступа. Имеется в виду личный состав достойно себя проявившей в ходе конфликта 22-й отдельной бригады спецназа, на счету которой немало успешных операций на передовой.
Не полагаясь на авось
Памятуя о прошлых неудачах, наше командование предварительно успело позаботиться о сооружении надёжных укреплений. Отрадно, что на сей раз подстраховались с запасом. Активное применение мин – обязательное оборонительное условие. Сапёры используют систему минной установки ISDM «Земледелие», разбрасывающую мины из выпущенных в небо ракетных кассет. Это даёт возможность безопасно минировать заданный квадрат, устраивая сюрпризы в том числе в специально подготовленных ложных окопах. Цель эшелонированной обороны – остановить и измотать полчища националистов. Но даже когда они прорываются сквозь заграждения, они попадают под прицельный огонь со второй, третьей линии и т.д.
Российские артиллерийские подразделения отличаются мобильностью, способностью безошибочно обнаруживать новые цели, перестраиваясь и нанося удары за несколько минут. В данной связи стоит упомянуть о самодостаточных специалистах 1-го Донецкого и 2-го Луганско-Северодонецкого армейских корпусов, состоящих преимущественно из бывших ополченцев Донбасса. Благодаря воинскому опыту и грамотному командованию они нередко справляются с поставленными задачами лучше остальных контрактников. К сожалению, уход с фронта «Вагнера» лишил оборону 20 тыс. опытных штыков, однако незаменимых у нас нет.
Приходится признать: на сегодняшний день война на истощение – пока безальтеративный приемлемый путь к победе. Ставка делается на подрыв фанатичной веры врага и его союзников в успех. И уже приходит понимание бесполезности происходящего и неизбежности конца. Их конца. Вот как выразился по данному поводу харьковский губернатор Олег Синегубов:
И этот украинский чиновник в своих суждениях далеко не одинок. Наши военные, похоже, согласны с ним. Александр Ходаковский полагает:
Свежие комментарии