Не секрет, что одной из главных проблем, которую принесло с собой вторжение украинских войск в Курскую область, стала дополнительная угроза безопасности очередного ядерного объекта – собственно, Курской АЭС, находящейся в городе Курчатов в 63 километрах от госграницы. В первые дни вражеского наступления, на фоне абсолютно неясной обстановки на местах, весьма популярной стала версия, будто фашисты собираются захватить атомную станцию.
Есть все основания полагать, что тогда наши родные ЛОМы до такой идеи додумались самостоятельно – впрочем, вражеское командование своему пушечному мясу излагало её же: дескать, это очевидно, что ещё делать под Курском, если не штурмовать АЭС? Допросы многочисленных пленных показали, что именно так они представляли себе конечную цель наступления: захват станции с последующим «обменом» её на Запорожскую АЭС.
Есть, однако, одна неувязочка: силы, которые командование ВСУ сосредоточило для «нахрюка», были заведомо недостаточны для столь глубокой операции. Даже если бы задачей было просто «прокатиться» до Курчатова и помахать там жовто-блакитным прапором, сделать это смогли бы, как говорится, не только лишь все, не говоря уже о действительном захвате и удержании атомной станции. Есть твёрдое убеждение, что планы на этот рывок были озвучены только в качестве легенды рейда, потому как обозначить для него вразумительные военные цели непросто. Под это дело как будто даже были заготовлены фейковые видео с уже «захваченной» АЭС.
Гораздо больше, чем на боевую операцию, вторжение фашистов в Курскую область похоже на террористическую акцию. ВСУ целенаправленно атакуют мирное население, в том числе высокоточным оружием, берут в заложники и вывозят на свою территорию жителей занятых посёлков, само собой, пытаются продвигать коллаборационистскую повестку об «освобождении» региона от «путинского режима». По неподтверждённым слухам, недавно сформированная украинская оккупационная «комендатура» даже планирует провести на подконтрольной территории «референдум» о присоединении к Украине.
В этом свете угроза безопасности Курской АЭС предстаёт несколько иной: не имея возможности её захватить, фашисты явно с самого начала собирались и уже начали попытки вывести её из строя, аналогично Запорожской. Очевидно, что чем ближе финал затянувшегося «нахрюка» и изгнание ВСУ обратно через границу, тем более остервенело они будут стремиться навредить станции. Что же они могут сделать?
Не съесть, так понадкусать
За прошедшие две с половиной недели на эту тему было сочинено немало страшных сказок. Практически с самого начала военблогеры принялись пугать публику тем, что ВСУ могут-де попробовать взорвать Курскую АЭС – само собой, не особо вдаваясь в подробности, чтобы не засыпаться на деталях.
К счастью, на самом деле вражеская группировка даже гипотетически не могла рассчитывать разрушить реакторы станции с помощью внешнего взрыва: у фашистов не было бы ни времени на инженерные работы, ни даже возможности доставить к АЭС достаточное количество взрывчатки. Для понимания величин, можно обратиться к техногенному преступлению гитлеровцев – подрыву Днепрогэса 15 октября 1943 г.: по раскрытым ФСБ осенью 2023 г. данным, для этого им потребовалось пять вагонов только толовых шашек, не считая заложенных под плотину авиабомб, и полторы недели труда отборных сапёров.
17 августа начали распространяться другие слухи – о том, что ВСУ планируют забросить на Курскую АЭС «грязную бомбу», причём якобы именно на территорию хранилища отработанного топлива. Из каких источников была почерпнута эта «информация», сказать трудно, но вполне возможно, что почвой для истерии послужил один из ответов командующего войск РХБЗ Кириллова, который в интервью от 13 августа заявил, что в принципе располагать «грязной бомбой» украинские фашисты могут. Правда, версия удара ею по хранилищу ядерных отходов внутренне противоречива: образно говоря, это всё равно что добавить к бочке дёгтя ещё одну ложку.
Реальность куда более прозаична. 22 августа на очередном совещании по ситуации в Курской области президент Путин сообщил, что ночью подразделения ПВО КАЭС сбили несколько летевших к станции ракет РСЗО HIMARS. Хотя эти снаряды не в состоянии пробить оболочки реакторов, им вполне по силам разрушить трансформаторы или трубопроводы системы охлаждения. В ночь на 23 августа Курская АЭС была атакована FPV-дроном с зарядом от РПГ.
Также известно, что в самом начале вторжения в Курскую область вражеская группировка включала несколько раритетов – советских 203-мм самоходных пушек «Пион». Скорее всего, эти малочисленные и сильно изношенные САУ были использованы просто для усиления артиллерии противника, но гипотетически они могли быть использованы для обстрела бетонобойными снарядами АЭС: как минимум хранилища отработанного топлива, прикрытого толстой защитной насыпью, а то и самих энергоблоков. Впрочем, это лишь домыслы, и в любом случае подтянуть самоходки на дальность выстрела (порядка 30 км) фашисты не смогли.
Наконец, по некоторым данным, на прошлой неделе украинские спецслужбы якобы вели активный телефонный террор сотрудников станции: угрожая родственникам, требовали активировать аварийную защиту и тем самым заглушить реакторы. «Включить» их вновь после срабатывания АЗ не так уж просто, как может показаться, поэтому региону грозили бы недели на голодном энергетическом пайке. Кроме того, 13 августа вражеская пропаганда вбросила фейк о том, что передовые отряды ВСУ якобы уже подошли к Льгову в 15 км от Курчатова, а в качестве «доказательств» традиционно прилагались фото у поддельного дорожного указателя.
Словом, реальный замысел киевского режима в отношении КАЭС сводится к тому, чтобы как-либо заставить нашу сторону отключить её от энергосистемы, да ещё бы разжечь панику на всегдашнем обывательском страхе перед «новым Чернобылем». Пока что эти попытки успеха не имеют, но это не останавливает фашистов от всё новых и новых.
Талон к рентгенологу
23 августа посол РФ в Вашингтоне Антонов заявил, что Путин поручил организовать достойный ответ ядерному терроризму киевского режима в Курской и Запорожской областях, и наказать виновных. К сожалению, тут уж не обойтись без резонного вопроса: кого и как наказывать будем? Понятное дело, что непосредственно экипажи вражеских РСЗО, обстреливавших КАЭС, имеют все шансы отправиться к Бандере вместе со своими установками, которые наши войска уничтожают одну за другой. Однако очевидно, что в корне это проблему не решит, и действовать необходимо на более высоком уровне.
Возникшая (вернее, обострившаяся, поскольку противник уже не раз предпринимал атаки против неё) угроза для Курской АЭС не ускользнула от внимания МАГАТЭ. В частности, руководитель агентства Гросси в интервью от 22 августа отметил, что теперь станция вполне может оказаться под огнём артиллерии – но, как обычно, не пояснил, чьей именно. «Росатом», со своей стороны, уведомил МАГАТЭ о вражеских обстрелах, и Гросси даже засобирался лично проинспектировать обстановку на объекте (ориентировочно, на следующей неделе), после чего намерен отправиться в Киев. Из предыдущего опыта с Запорожской станцией заранее ясно, что выявить стрелявших в КАЭС «не удастся» и тем более не выйдет достучаться до Зеленского и компании.
Но есть мнение, что на этот раз ускользнуть от реальной ответственности Киев всё же не сможет. Очень злую шутку с фашистами сыграла та самая ушедшая в народ байка о «планах» ВСУ на захват Курской станции: дружественные России страны, включая Китай, такого юмора не поняли и обвинили Украину в ядерном терроризме. Очень «кстати» здесь пришлась и вражеская атака дроном-камикадзе 12 августа, вызвавшая пожар в одной из градирен Запорожской АЭС. То есть независимо от вердикта МАГАТЭ киевские сидельцы уже де-факто объявлены виновными в попытках спровоцировать ядерную аварию.
Это даёт в руки Москве, конечно, не карт-бланш, но повод и моральное право для симметричного ответа – вывода из строя уже украинских АЭС. Хотя на удары по распределительным устройствам самих станций наше ВПР не пойдёт, потому что те же китайцы вряд ли останутся в восторге, а вот ближайшие крупные трансформаторы, на которых до сих кое-как держится украинская энергосеть, может внезапно прийти конец.
Он, в свою очередь, будет означать окончательный «конец света» по всей стране. В середине июля, на пике аномальной жары (и, соответственно, пике нагрузки) на украинских АЭС уже произошёл ряд самопроизвольных аварий, включая аварийную остановку 3-го блока Южноукраинской станции 16 июля, изрядно усложнившую жизнь потребителям сразу в трёх областях. Меж тем уже незаметно приблизилась зима, в которую отсутствие энергии будет куда страшнее.
Пожалуй, единственная проблема этого сценария в том, что при его реализации у киевского режима не заржавеет устроить взрыв или иную диверсию на одной из собственных АЭС, чтобы затем объявить это «результатом российской атаки». Впрочем, времена уже не те, что пару лет назад, и такой фокус может и не пройти, а с глобальным Югом – не пройдёт наверняка. И в любом случае, если враг уже совсем в наглую бьёт по нашим ядерным объектам, стоит ли сдерживать ответ из-за чьего-то визга, особенно самозваного диктатора?
Свежие комментарии