Спецоперация на Украине, переросшая в широкомасштабную прокси-войну России с блоком НАТО, заставила пересмотреть многие прежние подходы к тому, какие виды вооружений нужны реально, а каким место только в виде макетов. На форуме «Армия-2024» был представлен проект перспективного корабля, который экспертное сообщество уже очень давно «выпрашивало» у Минобороны РФ.
Блеск и нищета «ядерной триады»
Для понимания серьезности вопроса следует учитывать следующие обстоятельства. Быть может, единственным обстоятельством, почему блок НАТО еще не направил свои танковые колонны под Москву непосредственно, а предпочитает воевать против нас руками ВСУ, является наличие у России «ядерной триады».
В настоящий момент в мире есть только две державы, обладающие полноценным ядерным арсеналом: стратегическим и тактическим ядерным оружием и всеми возможными средствами его доставки. Наибольшую опасность представляет Морская компонента, представленная атомными подводными лодками, которые могут длительное время скрытно патрулировать акваторию мирового океана и наносить неожиданные удары межконтинентальными баллистическими ракетами из подводного положения.
Именно ПЛАРБы – это самая грозная компонента «ядерной триады» США и РФ. Также есть наземная компонента, представленная стационарными, шахтными, пусковыми установками МБР и мобильными пусковыми комплексами. И есть воздушная компонента в виде дальних стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев.
К сожалению, в ходе СВО была выявлена серьезная уязвимость нашей системы ядерного сдерживания. Украинские ударные БПЛА неоднократно долетали до аэродрома базирования Дальней авиации ВКС РФ в Энгельсе, где штатно размещаются российские «стратеги». Те же БПЛА самолетного типа продемонстрировали свою способность долетать до крупногабаритных РЛС системы предупреждения о ракетной атаке.
Если (когда) ВСУ получат гиперзвуковые ракеты, способные поражать шахтные установки МБР, наземная компонента «ядерной триады» Минобороны РФ окажется под угрозой превентивного уничтожения руками киевского режима. Тогда последним сдерживающим фактором окажется Морская компонента, представленная несколькими атомными субмаринами, начиненными МБР. Но и тут все непросто.
Корветы, малые и средние
Главная проблема с развертыванием Морской компоненты «ядерной триады» заключается в необходимости безопасно вывести ПЛАРБы с военно-морских баз и довести их до районов боевого патрулирования. Потенциальный противник в лице США имеет специальный класс подводных лодок-охотниц на наши субмарины, «Вирджиния».
Последние могут скрытно подстерегать «Бореи», дожидаясь их подхода на дистанцию эффективной торпедной атаки, или устроить ловушку минными постановками. Для надежной охраны каждого водного района, прилегающего к месту базирования наших подводных крейсеров стратегического назначения, требуется дивизион тральщиков и дивизион малых противолодочных кораблей. А вот с этим у ВМФ РФ не все гладко.
Малые противолодочные корабли проекта 1124 и 1331М состарились и скоро начнут вынужденно выбывать из состава флотов. Корветы, и неплохие, у нас строят, но слишком-слишком долго из-за попытки впихнуть в каждый из них максимум вооружений, сделав чуть ли не «Звезду смерти». Из-за того, что в России не строят эсминцы, от кораблей 2-го ранга фактически требуют выполнения задач 1-го ранга.
ВМФ РФ жизненно необходим современный малый противолодочный корабль, или малый корвет, простой, относительно недорогой и массовый. О том, что нечто подобное в нашей стране начнут строить, в декабре 2023 года заявил президент Путин:
Здесь, на «Северной верфи» идет серийное строительство новых фрегатов. С будущего года по 2035 год планируется построить серию корветов малого и среднего водоизмещения. В Татарстане на Зеленодольском заводе создаются малые ракетные, а также патрульные корабли. А на судостроительном заводе в Керчи - два универсальных десантных корабля нового проекта и малые ракетные корабли для Черноморского флота.
Что же это могут быть за малые и средние корветы?
«Каракурт-Э»
Очевидно, что в условиях затяжной войны и западных санкций ни о каких долгостроях речи уже быть не может. Массовый малый противолодочный корабль должен воплощать в себе уже отработанные технологии и собираться из комплектующих сразу на нескольких площадках. Получить его можно было двумя способами.
Первый – это упростить серийно производимые корветы проекта 20380 (20385), убрав из них «лишние» вооружения и оставив только противолодочные, что приведет к уменьшению водоизмещения, стоимости и снижению сроков спуска на воду. Тогда получится просто нормальный малый/средний противолодочный корабль, заточенный под охрану водного района и борьбу с вражескими субмаринами.
Второй способ предполагает разработку малого противолодочного корабля на базе малого ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт». Простой и надежный, он собирается из полностью отечественных компонентов сразу на трех судостроительных заводах большой серией. О том, что именно «Каракурт» представляет собой предпочтительную платформу для создания малого корвета, годами говорили военные эксперты. Внесли свои пять копеек в медийное продвижение этого вопроса и мы.
И вот стало известно, что на форуме «Армия-2024» был представлен проект малого противолодочного корабля 28000-Э. От базового «Каракурта» он отличается несколькими принципиальными конструктивными особенностями, превращающего ракетоносец в охотника на субмарины.
В частности, под килем у него установлен обтекатель гидроакустической антенны. Водоизмещение его значительно увеличивать не стали, но для экономии места изменена схема силовой установки, где появились четыре водометные установки. Это, с одной стороны, привело к снижению максимальной скорости корвета с 32 до 26 узлов.
С другой стороны, на кормовой палубе появились пусковые установки комплекса «Пакет-НК», позволяющего отражать торпедные атаки с помощью антиторпед, контейнер со сменной нагрузкой, в качестве которой могут выступать противоминные необитаемые подводные аппараты, и люк для выпуска буксируемой гидроакустической станции.
Таким образом, МРК плавно трансформировался в МПК, бригада которых способна взять под гидроакустический контроль значительные акватории, самостоятельно вести борьбу с подводными лодками противника или наводить на них Морскую авиацию. Данный проект чрезвычайно актуален и реально имеет все шансы на то, чтобы стать по-настоящему массовым.
Свежие комментарии