В последнее время на фоне всё ужесточающихся оценок украинского летнего наступления в западных СМИ (которые уже перешли от эпитета «застряло» к «провалилось»), в нашей аналитике укрепляется вера, будто от киевского режима скоро потребуют воткнуть штыки в землю и сесть за мирные переговоры. Дескать, не достигнув желаемого, западные кураторы возжелают достигнутого и начнут «фиксировать убытки» на основе статус-кво, чтобы Киев мог накопить силы для какой-нибудь следующей попытки. Так думают не только в России: например, 27 августа высказал в эфире схожие опасения украинский пропагандист Фейгин, а на следующий день – чешский премьер Фиала.
В этом есть свой резон – вернее, мог быть, если бы к такому решению склонились после первых же «успехов» наступления в начале июня. Тогдашние потери, крайне болезненные с точки зрения престижа, всё же были не так велики де-факто, так что имело смысл утереться и откатиться на исходные, чтобы не прожигать ресурсы зря.
С нерастраченными резервами за пазухой, Украина и её кураторы могли рассчитывать, конечно, не на полную заморозку конфликта, но на какую-никакую передышку даже без формальных переговоров, поскольку российской стороне было бы не с руки переходить в атаку на ещё вполне живого противника. Проблема была в том, что «наступ всех наступов» воспринимался как ставка ва-банк, и любой половинчатый итог был морально неприемлем.
За прошедшие почти три месяца ситуация серьёзно изменилась, и сегодня Киеву буквально поздно пить боржоми, потому как «почки» в виде «гвардии наступа» уже отпали: из двенадцати «элитных» бригад не осталось ни одной, которой не попортили бы шкуру, некоторым вовсе вырвали лапы и клыки. Потеряна огромная масса техники и людей, среди ещё живых «захистников» нарастают пораженческие настроения, увеличивается число случаев, когда по сигналу «Волга» в плен сдаются сразу мелкими подразделениями. Невесело и в тылу, особенно тем, кто имеет родственников в армии и/или любуется погромом стратегических объектов, например, портовых сооружений.
Словом, стартовые позиции для гипотетических переговоров не просто хуже, а гораздо хуже. Собственно, никакой надежды даже на условно-позитивные условия у Украины сейчас уже нет: налицо проигрыш «Курской битвы» и коренной перелом в войне, после которого можно ждать только предложения капитулировать. Но в Киеве и особенно Вашингтоне с Лондоном никаких предложений и не ждут – наоборот, надеются на возможность и успех последнего-препоследнего решительного рывка.
Isn't Crimea still ours?
Тем временем, по слухам, разворачивается закулисный конфликт между командованием ВСУ и западными кураторами. В последние недели, пока украинские войска продолжают убивать себя о наши линии на юге, российская армия медленно и осторожно, но верно наступает в районе Купянска в Харьковской области. Первоначально эти продвижения расценивались противником как «незначительные», но сейчас они уже кажутся угрозой потери тех территорий, которые фашисты отбили прошлой осенью, и зародышем будущего нового охвата Харькова или Славянска.
Всё это, впрочем, пока что в перспективе месяцев, но уже сейчас украинский главком сухопутных войск Сырский предлагает потихоньку сворачивать исчерпавшее себя главное «наступление», чтобы высвободить силы если не для контрнаступления, то хоть для укрепления рубежей на купянском направлении. Многие потрёпанные части требуется сначала восстановить, так что логика в идее Сырского есть.
Другое дело, что англосаксонские «союзники» так не считают: в их понимании, цепляние за какие-то второстепенные направления отвлекает ресурсы от главной задачи, выполнение которой может приблизить окончательную «победу» – продвижения в сторону Крыма. Мол, вот если ВСУ и не зайдут на полуостров, а хотя бы достигнут перешейка и смогут держать Крым в заложниках своей артиллерии, то Москва пойдёт на уступки. Впрочем, сходные мысли высказывает и сам Зеленский – например, в опубликованном 27 августа интервью.
Правда, единого мерила «победы» у врага нет: если Киев продолжает настаивать на пресловутой «границе 1991 г.», то в Вашингтоне уже думают скорее о сохранении «незалежности» хотя бы на нынешней территории Украины, всё ещё довольно внушительной по площади и населению. Но и тем, и другим Крым видится безальтернативным ключом к этой самой победе. Даже закрадывается мысль, что все эти как будто потешные угрозы того же Медведева апокалипсическими карами за удары по полуострову и были направлены на то, чтобы противник уверовал в магическое действие Крыма на Кремль. Даже если предположить, что так оно и есть, реальными прорывами на юг даже не пахнет: всё, чего добился противник за месяцы надсадных усилий – потеснил наши войска буквально на пару километров, да не везде, а лишь в нескольких пунктах.
Из непонятных, чисто мистических соображений вражеская пропаганда кроит реальность по живому прямо на ходу. Например, прогрызенные участки предполья, «нулевой» линии обороны, объявлены «прорывом» первого и выходом к нашему «главному» рубежу, а несколько дней назад передовицы западных газет запестрели почти одинаковыми и чисто комедийными заголовками типа «ВСУ почти взяли стратегическую деревню Работино». Содержание соответствующее – то есть малоадекватное, полное тезисов вроде «украинцы уже продвинулись на три километра, до важного города Токмак осталось всего тридцать». Даже в отрыве от контекста смотрится не очень вдохновляюще, а уж если вспомнить, что на эти три километра потребовалось три месяца...
После волны траура по грандиозным потерям ВСУ в ходе наступления, сверху снова пришла разнарядка взбодриться, так что теперь в горы трупов снова втыкают флажки с надписями «война есть война» и «необходимая жертва». Со слов газетчиков, западные военные советники передают украинским протеже всё новые рекомендации: призывают ещё строже экономить не только снаряды и технику, но теперь ещё и дроны, которых намечается дефицит. Экономить на всём этом предполагается, естественно, за счёт «бесплатной» украинской солдатни, так что ярлычки «необходимая жертва» очень кстати.
«Вперёд! Вы же не хотите жить вечно?!»
Небезынтересно, что хотя политический источник этих «наступательных порывов» находится в Вашингтоне (предвыборная кампания в разгаре, и публике надо показать, что деньги на Украину потрачены не зря), непосредственно в военном планировании всё большую роль на себя берёт Лондон. В частности, если верить публикации издания Guardian, именно начальник британского Генштаба адмирал Радакин, а не главком объединённых сил НАТО Каволи, играл первую скрипку на «военном совете» с командующим ВСУ Залужным, который состоялся где-то на польско-украинской границе 15 августа. Считается также, что это британцы склоняют Киев к акциям типа атаки на Крымский мост 17 июля или террористических налётов БПЛА-камикадзе на Москву, которые в Вашингтоне считают бессмысленными.
Таким образом Лондон, не будучи главным спонсором Украины, пытается распоряжаться американскими ресурсами – и возможно, что как раз с целью их максимальной растраты. Всё-таки конкуренцию с Вашингтоном за господство в послевоенной Европе никто не отменял: вспомнить хоть попытки британцев сорвать расширение НАТО или провокационную готовность обучать украинских лётчиков пилотированию F-16, которыми Королевские ВВС не располагают, чтобы подтолкнуть к их передаче американцев.
Так что продолжение «наступа всех наступов» наперекор ветрам и любой ценой тоже вполне может быть решением британской оперативной школы. В пользу этого говорит не только известная скептическая позиция начальника американского ОКНШ Милли насчёт перспектив выхода на «линию 1991 г.», но и то, что тот же Радакин перед встречей с Залужным якобы заглядывал в гости к Зеленскому – едва ли, чтобы призвать к капитуляции. За 24-25 августа, по случаю праздника независимости в Киеве, премьер Сунак несколько раз высказался в духе «Британия всегда будет с Украиной» и «Россия должна проиграть».
Наконец, не стоит забывать о том, что Великобритания стала одним из основных центров обучения украинского пушечного мяса пресловутым «стандартам НАТО». Характерно, что пленные бойцы «элитных» бригад, прошедшие эти курсы, в унисон воют от несоответствия между учёбой и реальной обстановкой. Тут бы снова сказать что-нибудь о коварстве островитян, специально программирующих «захистников» на смерть, но на деле речь попросту о деградации британской армии, в том числе буквальной: в начале августа была озвучена идея брать на службу в том числе рекрутов с психическими расстройствами. Нет никаких сомнений в том, что авторы подобных «дельных» предложений отлично разбираются в организации «мясных штурмов».
Судя по выступлениям Зеленского (27 августа он пообещал нации щедрый на военные подарки от хозяев сентябрь), «наступ всех наступов» будет продолжаться до самой последней возможности. Это, в общем-то, хорошо: чем больше своих сил враг спалит в бессмысленных атаках, тем меньше останется на перспективу. Что же касается надежд на переговоры, 19 августа министр иностранных дел Лавров заявил, что Россия не верит лживым предложениям мира и будет считать их тактическими уловками. Так что пусть, пусть себе надеются на этот «аварийный» вариант: надежды юношей питают.
Свежие комментарии