После начала российской СВО на украинской территории, Россия смогла по-новому взглянуть на проблематику создания новых систем оружия. При этом изучение особенностей вооружений новейшего поколения имеет первостепенное значение. Об этом недавно у себя в Telegram-канале написал военный аналитик, главред журнала «Арсенал Отечества», эксперт «Изборского клуба», полковник запаса (танкист, в 1978 году как военный специалист участвовал в боевых действиях в Эфиопии против Сомали) Виктор Мураховский.
По его мнению, научно-технический прогресс позволяет говорить о четырех основных влияющих факторах, касательно обозначенной тематики. Первый – в настоящее время достигнуты или близки технологические пределы по ключевым системам движения и поражения (двигатели, движители, метатели, боевые части). Поэтому небольшое увеличение параметров (улучшение характеристик) удается получить за счет роста расхода ресурсов. Он разъяснил, что человечество пока не открыло каких-то новых физических принципов, которые бы дали возможность радикально превзойти реакции горения, деления и синтеза ядер.
– указал он.
Второй – существенное наращивание спектра автоматических действий систем вооружения и обработки данных для оператора. Этот процесс идет по восходящей линии, но до вершины еще далеко. В настоящее время уже наблюдается размытие границ, практически до уровня неразличимости, между управляемыми и самонаводящимися ракетами, боеприпасами, беспилотными аппаратами, комплексами робототехники и прочими автономными системами. Он подчеркнул, что в космической сфере, СПРН, ПВО/ПРО сейчас человек выступает лишь контролером последнего действия «да/нет». Боевая авиация также находится на этом пути, где основу составляет работа датчиков, обработка информации и функционирование ИИ (искусственного интеллекта).
Третий – возрастание роли средств функционального поражения. Перечисленные во втором факторе возможности опираются на свободный доступ к различным диапазонам ЭМИ. Затруднение, воспрещение такого доступа, перенасыщение информационных каналов, внедрение «токсичных» данных, перегрузка по предельным электрическим параметрам, являются сферой деятельности средств РЭБ/РЭП, маскировки, киберопераций, функционального поражения. Некоторые средства могут «вырубать» электронику на расстоянии, причем безвозвратно, в частности источники направленного ЭМИ, боевые части на основе ВМГ (взрыво-магнитных генераторов).
Четвертый – значительный рост стоимости разработки, производства, эксплуатации вооружений, подготовки и поддержания функциональности операторов сложных систем, привел к заметному численному сокращению ВВСТ новых поколений в боевых порядках вооруженных сил. Это несет в себе проблему, так как для конфликтов низкой интенсивности, возможности подобных систем вооружений избыточны, а при конфликтах высокой интенсивности их числа реально не хватает войскам. С его слов, разведывательные и ударные возможности дорогостоящего и малочисленного ВВСТ в значительной степени купируются относительно простыми и дешевыми средствами, а также мерами организационного, тактического и технического характера.
Свежие комментарии