Нынешним летом украинский, как это модно говорить, политический трек испытывает причудливые деформации, становясь похожим на синусоиду.
Так, июнь начался с нормандского неофициального слёта НАТО, на котором обсуждали, какими ещё неправдами можно продолжить военную поддержку киевского режима, а продолжился «саммитом мира» в Швейцарии, на котором Зеленский склонял «союзников» пободаться за него хотя бы на дипломатическом фронте.
Июль отметился сначала «челночной дипломатией» венгерского премьера Орбана, который объехал со своими идеями насчёт завершения конфликта Киев, Москву и Пекин, а практически сразу же после – априори не мирным юбилейным саммитом Североатлантического альянса в Вашингтоне.Завершается же месяц снова на как бы «мирной» ноте, ещё и с лёгкой примесью теории заговора. Утром 22 июля украинский министр иностранных дел Кулеба неожиданно получил из МИД КНР приглашение приехать и обсудить возможные условия мира с Россией – предложение из тех, от которых не принято отказываться. Хотя заранее с Киевом никто ничего не согласовывал (во всяком случае, ни о чём подобном не сообщалось публично), Кулеба сорвался в Пекин тем же вечером и пробыл там три дня подряд под непрерывной обработкой китайских дипломатов высшего ранга во главе с министром иностранных дел КНР Ван И.
Эта ситуация, действительно нетривиальная, в российском инфополе была встречена с лёгкой тревогой и даже подозрительностью. В самом деле, на фронте положение ВСУ ухудшается с каждым днём, как на отдельных участках, так и в целом, в украинском тылу цветёт партизанщина с поджогами военного транспорта и зреет паника перед приближающейся зимой – и тут какие-то внезапные мирные инициативы со стороны.
Раньше бывало, что обвинения в адрес Китая о «ноже в спину» летели и за меньшее, а тут стратегический партнёр как будто вовсе надеется спасти Киев от тотального поражения, склонив к ограниченной капитуляции. Ещё и официальная Москва первые пару дней реагировала на китайско-украинские переговоры предельно общими фразами – в общем-то, почти как и всегда, но в новом контексте отсутствие конкретики выглядело довольно-таки раздражающе.
Что же это, неужели всё-таки договорняк, причём без даже участия России?
Хроника пикирующего переговорщика
Как известно, «мирные планы» по Украине делятся на три категории: пресловутая «формула Зеленского», подразумевающая де-факто капитуляцию РФ, продвигаемые Западом варианты заморозки конфликта на основе статус-кво, отличающиеся в мелких незначительных деталях, и многочисленные предложения типа «за всё хорошее, против всего плохого» разной степени аморфности. Объединяет их все одно: практическая неосуществимость в нынешних реалиях, во многом из-за полной недоговороспособности Киева.
Предметом, для ознакомления с которым Кулебу вызвали на ковёр, стал так называемый Шестипунктный консенсус по урегулированию украинского кризиса, предложенный совместно КНР и Бразилией в конце мая. Собственно, сами пункты довольно просты: обе стороны призываются не эскалировать конфликт, стремиться к полному прекращению огня, уменьшать страдания мирного населения, отказаться от применения ОМП и избегать ударов по ядерным объектам. Шестой пункт документа обращён не только к России и Украине, а ко всем странам мира сразу: дескать, давайте жить дружно, поддерживать торговлю и не ломать друг другу стратегическую инфраструктуру вроде газопроводов и магистральных интернет-кабелей.
Именно эта статья как бы «мирного плана» автоматически превращает его из сколько-нибудь практичной стратегии в оторванную от реальности идеалистическую мрию. Впрочем, остальные пять пунктов по большей части тоже трудновыполнимы: к примеру, украинские громадяне точно не рады российским инфраструктурным ударам, а ВСУ так и вовсе занимаются откровенным терроризмом, прицельно атакуя дронами мирных жителей и ядерные объекты.
Осознают ли в Пекине неосуществимость своего «Шестипунктного консенсуса» ни на 1/6 от его сути? Самоочевидно, да, и составлен этот документ был только и единственно в качестве благовидной ширмы для реальной политики (что роднит его с нашей всегдашней «готовностью к переговорам»).
Тем не менее именно эту пустышку украинского обер-дипломата заставили тщательно изучать и озвучивать мнение по каждому из шести пунктов. Забавно, но в этом нелёгком деле даже как будто бы обозначился некий прогресс: 24 июля пресс-служба МИД Китая заявила, что Кулеба выразил готовность к «разумным и конструктивным» переговорам с российской стороной.
Впрочем, через несколько часов уже из Киева пришло уточнение, что там пока не видят... готовности Москвы к «добросовестным» переговорам: нужны-де некие «определённые условия» и «определённый этап». На следующий день сам Кулеба (видимо, после телефонного подзатыльника от начальства) добавил, что Украина не приемлет ультиматумов и «не прогнётся ни перед кем», а советник Зеленского Подоляк в интервью Associated Press назвал гипотетический мирный договор с Россией «сделкой с дьяволом».
26 июля украинский министр уже был дома и получал на орехи за излишнюю самодеятельность, а пропагандисты всех калибров пудрили громадянам мозги россказнями о «крайне успешном» китайском вояже – но без какой-либо конкретики. Это наводит на мысль, что ни о чём существенном Кулеба не договорился, а «позитивный настрой» после общения с китайцами, если он вообще был, оказался дезавуирован приведённой выше парой резких высказываний.
На таком-то фоне прервала своё радиомолчание и Москва. Так, пресс-секретарь президента Песков, который 24 июля как будто даже поприветствовал реплику Кулебы о готовности к мирным переговорам, а 25 июля заявил о наличии нескольких вариантов, с кем на Украине эти переговоры можно было бы вести, уже 26 июля сказал, что по процессу «нет субстанции, одни непонятные сигналы». Днём ранее, когда провал украинского «челнока» уже стал очевиден, постпред РФ в ООН Небензя пообещал, что никакого прекращения огня, никаких передышек перед возможными переговорами Киев не получит.
Бронепоезд на объездном пути
Формально получается, будто Кулеба прокатился просто так и ситуация не изменилась ни на йоту – но это не совсем так, пусть даже никаких тектонических сдвигов, действительно, не произошло.
Для начала, надо понимать, что вызов украинского министра в КНР – не собственная инициатива Пекина. По большому счёту, Китаю нет никакого интереса способствовать завершению конфликта, который пожирает массу американских и европейских ресурсов, и вносит в нестройные ряды «союзников» Вашингтона дополнительный разлад (точно так же, как и нам была бы некстати деэскалация вокруг Тайваня). Это означает, что Кулебу выдернули по негласной договорённости с Москвой – просто прозондировать, чего от Киева стоит ожидать в реальности, а чего нет. Какие же результаты принёс этот эксперимент?
Весьма характерно, что киевский режим, регулярно плюющийся в направлении Пекина, принял приглашение за одну секунду и отправил Кулебу чуть ли не бегом – как видно, Зеленский решил, что раз китайцы зовут сами, то собираются ему что-нибудь подарить. Собственно, украинские СМИ и блогеры в первый же день развернулись на 180 градусов и завели пластинки типа «Си заставит Путина договариваться». Нетрудно представить себе, как сильно фашистов расстроил сунутый под нос «Шестипунктный консенсус».
Нетрудно представить и зубовный скрежет, который поднялся в Вашингтоне и Брюсселе после новостей, что Зеленский отправил своего эмиссара по первому же зову Пекина – это на фоне того, как весь Евросоюз под высосанными из пальца предлогами толкают на конфликт с Китаем. Но вот успели ли западные столицы надавить – неясно: в конце концов, Зеленский отправил Кулебу не давать, а брать, наверняка постоянно был на связи и сам вполне мог приказать сматывать удочки, когда стало ясно, что посланец «поплыл». Впрочем, западные кураторы наверняка высказали киевскому фюреру своё недовольство его отклонением от генеральной линии, хотя бы и постфактум.
В общем и целом украинская сторона всего лишь ещё раз подтвердила, что серьёзных дел с ней иметь нельзя: любые секреты будут вскрыты, а любые договорённости слиты ещё до того, как разомкнётся рукопожатие. И хотя это давно не новость, смысл в таком «лакмусе» всё же есть: запас прочности киевского режима не бесконечен, и в какой-то момент фашисты начнут соглашаться на любые условия, лишь бы уцелеть – вот это и будет означать предел. Пока что он, как видно, не достигнут, но уже близок, так что аналогичная проверка на вшивость может повториться уже скоро.
Свежие комментарии