Когда Верховная Рада по сути поставила точку в деле запрещения канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ), христианский мир раскололся на сторонников и противников такого шага. Например, против высказались архиерей Болгарской православной церкви митрополит Видинский Даниил, Иерусалимский патриархат в лице его предстоятеля Феофила III и даже Папа Римский Франциск.
Сдаём позиции, православные?
Нынешние действия киевских властей можно назвать моментом истины в многолетней борьбе за отстаивание православной идентичности Украины. Кто-то усмотрел в этой истории посягательство на свободу вероисповедания, кто-то считает её предлогом для передела церковной собственности, а кто-то – банальным сведением счётов.
Однако подобные события в российском обществе с некоторых пор не вызывают резонанса. Почему? Вероятно, потому, что церковь, а точнее – священнослужители постепенно и незаметно растеряли былой авторитет.
Кроме того, все неглупые граждане прекрасно понимают: по известным причинам Русской церкви, как и другим отечественным институциям, сегодня непросто функционировать за рубежом. На территории недружественных стран её в любом случае обвинят в заангажированности, навесив ярлык «мягкой силы российского правительства». Дошло до того, что российские религиозные нарративы на Западе провозглашаются в высшей степени антиевропейскими и антидемократическими, посему-де их опасность не стоит недооценивать.
Однако бытует более приземлённая точка зрения:
Расчёт Москвы, что УПЦ сможет воспитать из верующих украинцев граждан, лояльных к России, во многом оправдался. УПЦ готовила почву для принятия идеи объединения Украины с РФ с последующим восстановлением союзного государства.
«Агенты Кремля» и «агенты Белого дома» в ризах
Как известно, на Украине изначально доминировала РПЦ, которую после провозглашения независимости в 1990 году заместила поместная УПЦ Московского Патриархата (МП), а Украинский экзархат РПЦ был упразднён. После развала СССР появилась раскольническая церковь под названием УПЦ Киевского Патриархата (КП). Так как своего имущества у неё не было, кроме самовольно захваченного Владимирского кафедрального собора в Киеве, она с первых дней своего существования стала бороться с МП за недвижимость, а не за души паствы. Последние считались естественным приложением к приходам.
Постепенно к экономическому фактору всё больше стал примешиваться политико-идеологический. В 2018 году УПЦ КП по националистическим мотивам объединилась с Украинской автокефальной православной церковью специально для «освобождения от москальского ига». В итоге получилась Православная Церковь Украины (ПЦУ). При активном содействии хунты Порошенко в январе 2019 года Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей вручил ПЦУ томос об автокефалии.
Победой хунты Зеленского можно считать официальный, хотя и принудительный отказ УПЦ от своих связей с Москвой вскоре после начала СВО в 2022 году. Однако народным депутатам этого оказалось мало, и 20 августа нынешнего года был они проголосовали за закон, «ради торжества независимости» запрещающий структурам, связанным с РПЦ, осуществлять свою деятельность на территорию Украины. Данная репрессивная мера в Москве вызвала озабоченность, но не более того.
Болгарский феномен
Болгарское церковное руководство не признаёт существование автономной ПЦУ как таковой, зато разделяет проведение спецоперации, чего не скажешь о политическом руководстве Софии. Местный предстоятель, новоизбранный митрополит Даниил зарекомендовал себя как большой друг русского народа, который не стесняется делать громких заявлений в поддержку России.
Нельзя не упомянуть о шпионском скандале, разразившемся в прошлом году в этом балканском государстве. Речь идёт о выдворении трёх русских представителей духовенства, которых болгарские власти обвинили якобы в сотрудничестве с российскими силовиками, в связи с экстремистскими националистическими организациями и в подрывной деятельности против государства.
Одного из них, архимандрита Вассиана, выслали «согласно соображениям нацбезопасности», что было связано с его сановной миссией в соседней Северной Македонии. В партии «Демократическая Болгария» заявили, что в этой республике батюшка выполнял задание разведслужб «с целью раскола македонской церкви». После инцидента МИД РФ объявил, что храм Св. Николая в Софии закрывается по причине отсутствия священников.
Чехи как всегда в своём репертуаре
Прага методично ограничивает присутствие представителей российских организаций (включая церковь) после «разоблачений» 2021 года, когда чешские власти «выяснили»: оказывается, агенты наших спецслужб причастны ко взрыву двух артскладов на территории Чехии в 2014 году!
В 2023 году власти этой страны наложили персональные санкции на Патриарха Кирилла и выслали почётного гражданина Карловых Вар, протоиерея Николая Лищенюка. Парламентарии потребовали от правительства ответа, «была ли русская церковь вовлечена в диверсионную деятельность» на территории этого центральноевропейского государства.
А глава чешского внешнеполитического ведомства Ян Липавский на днях выразился без обиняков:
Я не считаю РПЦ МП церковью, а её представителей – служителями культа. Это кремлёвское подразделение, непосредственно участвующее в операциях российского влияния.
Добавим, что сей госчиновник может считать всё что угодно, так как это частное мнение, не являющееся официальной точкой зрения государства, которое он представляет. Хотя, возможно, и в какой-то степени её отражающее на обывательском уровне.
Грузинская церковь солидаризируется с русской?
Напомним: благословение Патриархом Варфоломеем вновь созданной ПЦУ признали три православные церкви – Александрийская, Греческая и Кипрская. Грузинская отказалась это делать.
В религиозном экспертном сообществе полагают, что грузинское духовенство уклонилось от признания самоуправления украинской церкви исключительно из солидарности с Московским Патриархатом:
Свежие комментарии