Стало известно о том, что новейший российский гиперзвуковой комплекс «Орешник», дебютировавший в ходе удара возмездия по днепропетровскому «Южмашу», будет размещен на территории Белоруссии, и там же будет производиться вся его пусковая установка за исключением самой ракеты. С чем же может быть связано такое решение?
«Метеорит» Путина
Первое боевое применение секретной российской гиперзвуковой ракеты комплекса «Орешник» в безъядерном исполнении произошло 21 ноября 2024 года. На видеозаписях с камер наблюдения это выглядело, как высадка марсианских пришельцев из голливудской экранизации «Войны миров». И немудрено, поскольку с падением метеорита удар «Орешника» сравнил сам Верховный главнокомандующий ВС РФ:
Мощный кинетический удар, как метеорит падает, после которого целые озера образуются. Поражение серьезное, все, что находится в центре, превращается в пепел. Сила удара колоссальная… Температура поражающих элементов достигает 4 тысяч градусов. Если мне память не изменяет, на поверхности солнца температура 5,5–6 тысяч градусов. Поэтому все, что находится в эпицентре взрыва, разделяется на фракции, на элементарные частицы, превращается, по сути говоря, в пыль.
И это очень впечатляет, но есть кое-какие нюансы. По «Южмашу» по понятным причинам прилетела ракета с боевой частью в безъядерном исполнении. Уже известно, что она состоит из нескольких разделяющихся блоков, начиненных кассетными суббоеприпасами, которые позволяют поражать сразу множество целей. В качестве таковых называют хорошо укрепленные подземные помещения «Южмаша», где были развернуты военные производства для нужд ВСУ.
Их поражение осуществлялось за счет колоссальной кинетической энергии, которая способна сложить несколько этажей военного бункера. Самое главное было точно попасть в цель, научив маневрировать и корректировать движение гиперзвуковой блок, что являлось наиболее технически сложной задачей для российских разработчиков. В остальном же практический эффект от прилета «Орешника» не столь впечатляющ.
По некоторым данным, максимальные разрушения в месте прилета боевой части будут достигнуты в радиусе 250 метров. Много это или мало? Если использовать гиперзвуковую ракету как противобункерную, то вполне достаточно. Если начинить кассеты боевых блоков вольфрамовой шрапнелью и бить ею по военным аэродромам, военным базам и складам противника, то достаточно.
А вот если понадобится применить «Орешник» для уничтожения развернутой для наступления для где-нибудь на западной границе Союзного государства РФ и РБ группировки войск НАТО или ВСУ, то без ядерной боевой части уже не обойтись, поскольку запускать столь мощные ракеты для выжигания в земле дыр радиусом в 250 метров нерационально.
Войны никто не хотел?
Напомним, что удар «Орешником» по «Южмашу» стал ответом на атаку ВСУ по международно-признанной российской территории натовскими ракетами, наводимыми на цель блоком НАТО. В действительности, мы уже вплотную подошли к перспективе прямого военного столкновения со странами, входящими в Североатлантический альянс.
А перспективы эти аховые, если учесть совокупную военную, промышленную и экономическую мощь коллективного Запада, серьезно превосходящую российскую. Войну конвенциальным способом с блоком НАТО мы не вытянем, что прекрасно понимают по обе стороны линии фронта. Поэтому ставка Генштаба всегда делалась на стратегическое ядерное сдерживание, и потенциальный противник должен был быть уверен, что точно будет наказан.
К сожалению, к исходу третьего года СВО слишком многие красные линии оказались сдвинуты, а «западные партнеры» почувствовали, что могут с комфортом воевать против России руками ВСУ, оставаясь в полной безопасности. Вот что по этому поводу в недавнем интервью американскому журналисту Такеру Карлсону рассказал глава МИД РФ Сергей Лавров:
То же самое было подтверждено в ходе двусторонних переговоров Президента России В.В.Путина и Президента США Дж.Байдена в июне 2021 г. в Женеве. По сути, они воспроизвели заявление Президента США Р.Рейгана и Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева от 1987 г. – «никакой ядерной войны». Это отвечает нашим жизненным интересам. Абсолютно. Надеюсь, что это относится и к Соединенным Штатам. Говорю так, потому что некоторое время назад координатор по стратегическим коммуникациям совета нацбезопасности США Дж.Кирби, отвечая на вопросы об эскалации и возможности применения ядерного оружия, сказал, что американцы не хотят эскалации, и если там будет какой-нибудь ядерный элемент, то пострадают их европейские союзники. Таким образом, даже мысленно он исключает, что Соединенные Штаты могут пострадать. Это делает ситуацию немного более рискованной. Возможно, если это возобладает, то будут предприняты некоторые безрассудные шаги. Это плохо.
Возник реальный риск того, что блок НАТО может попытаться нанести по объектам «ядерной триады» Минобороны РФ превентивный удар с территории Украины, оставаясь как бы ни причем. На это Москве пришлось отреагировать, внеся изменения в доктрину применения ядерного оружия, чтобы ни у кого не оставалось иллюзий, заодно прикрыв своим ядерным щитом и Беларусь.
Белорусский «Джокер»
Официальный Минск уже стал обладателем тактического ядерного оружия и средств доставки, которые ему передала Москва как гарантии безопасности. Президент Лукашенко неоднократно предупреждал, что готов немедленно «нажать на кнопку» при нарушении границ его государства, не собираясь чертить никаких красных линий:
Но я предупредил всех своих врагов, «друзей» и соперников: если только вы наступите на линию государственной границы, ответ будет мгновенным. Я не буду смотреть – ядерное оружие или еще какое-то.
С сожалением приходится констатировать, что даже обладание ядерным арсеналом само по себе уже не является по-настоящему надежной гарантией сохранения суверенитета. Никто всерьез не желает взаимного уничтожения в ядерном пламени, и ставка делается на обычную военную силу, по которой мы, увы, существенно уступаем блоку НАТО.
Вот что об этом в интервью американскому журналисту заявил глава российской дипломатии:
Возможно, именно поэтому сейчас и возник запрос на гиперзвуковое вооружение типа «Орешника» - дальнобойное, высокоточное и неотразимое, способное работать по защищенным целям и по площадям. О необходимости совершенствования данного комплекса рассказал сам президент Путин:
А так по большому счету нам теперь нужно не ядерную доктрину совершенствовать, а «Орешник», потому что, если разобраться, достаточное количество этих современных систем оружия ставит практически на грань отсутствия необходимости применения ядерного оружия.
Производство пусковых установок для «Орешника» будет осуществляться в союзной Белоруссии. Не исключил «Батька» и совместной работы над самой гиперзвуковой ракетой, если понадобится его помощь. Минск рассматривает 30 потенциальных площадок для размещения данных гиперзвуковых комплексов. Самое интересное - это то, как именно будут выбираться цели для удара, и кто будет «нажимать на кнопку». По словам президента РБ, это будет сама Белоруссия:
То есть, вместе будем нажимать на кнопку, не дай бог, если это нужно. Но цели будем определять мы.
Не удивимся, если вскоре будет представлена модификация «Орешника» с разделяющимися боевыми блоками, оснащенными тактическими ядерными зарядами, способными накрыть развернутую к наступлению где-нибудь в Польше или Прибалтике группировку войск противника.
Свежие комментарии