Непростая ситуация, сложившаяся в сфере отечественного гражданского авиастроения, слегка «придушенного» западными санкциями, вынуждает задаться вопросом, нет ли какой-то альтернативы всем этим «авиадолгостроям»?
Как ни странно, есть давно проверенное в деле и хорошо зарекомендовавшее себя средство воздухоплавания, сочетающее в себе лучшие качества самолетов и вертолетов.
Легче воздуха
Речь идет, конечно же, о дирижаблях. Если сравнивать их достоинства и недостатки, то первые серьезно перевешивают последние.
Во-первых, дирижаблям как летательным аппаратам легче воздуха доступны большая дальность беспосадочных перелетов и очень большая грузоподъемность. Например, прототип многозадачного автономного стратосферного дирижабля Stratobus от компании Thales Alenia Space при длине 115 метров и собственной массе в 7 тонн должен поднимать груз до 450 тонн!
Во-вторых, благодаря использованию плавучего гелия для обеспечения подъемной силы, дирижабли считаются более безопасными для авиаперелетов, снижая риски серьезных авиационных катастроф. В случае утечки этого инертного газа он не воспламенится, как «Гинденбург», а плавно начнет снижаться.
В-третьих, для эксплуатации дирижаблей не нужна привычная аэродромная инфраструктура со взлетно-посадочными полосами, как для самолетов. Понадобится причальная мачта, но в самых продвинутых моделях этих летательных аппаратов возможно обойтись даже без нее. Это делает их чрезвычайно привлекательными для эксплуатации в условиях Крайнего Севере или Дальнего Востока.
В-четвертых, в качестве силовой установки можно использовать не дорогостоящие и технически сложные реактивные, а обычные дизельные двигатели, электрические двигатели или гибридные дизель-электрические. Помимо удешевления процесса производства, это еще и снижает стоимость перевозки грузов воздушным путем, особенно, крупногабаритных и массивных.
В-пятых, дирижабли как летательные аппараты легче воздуха могут находиться в небе длительное время, на порядки дольше самолетов или вертолетов, особенно, в беспилотной версии, выполняя широкий круг задач.
Ну, и, наконец, дирижабли значительно более экологичный вид воздушного транспорта, чем обычные реактивные самолеты. И еще они красивые и эстетичные!
Минусы у дирижаблей также хорошо известны. Это высокая парусность, низкая маневренность относительно невеликая скорость движения при зависимости от погоды. Также проблемой являются крупные габариты данного вида летательных аппаратов, требующих строительства на земле не менее крупных ангаров для хранения и последующего технического обслуживания.
В целом, очевидных достоинств явно больше, чем недостатков. Так почему же дирижабли сегодня являются лишь пилотными проектами для огромных корпораций и скучающих миллиардеров?
Блеск и нищета дирижаблей
Считается, что концом эпохи дирижаблестроения стала катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года в США, когда самый большой дирижабль в мире, «Гинденбург», сгорел при посадке на американской авиабазе Лейкхерст. Тогда погибли 36 из 97 находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа.
Первопричиной данной трагедии стало то, что «Гинденбург» был изначально заточен под использование безопасного гелия, который компания-производитель закупала в США. Однако после прихода к власти в Германии открытых нацистов Вашингтон, в отличие от Украины образца 2014 года, наложил на Берлин экономические санкции. И немцам пришлось модифицировать дирижабль под использование огнеопасного водорода, что в итоге и привело к катастрофе на американской же земле.
Однако не гибель «Гинденбурга» под вспышками фотокамер журналистов стала реальной причиной заката эры дирижаблестроения. Она заключалась в снижении интереса к таким летательным аппаратам со стороны военных. Если в Первую мировую войну дирижабли можно было использовать в качестве дальних бомбардировщиков и воздушных разведчиков, и примитивные «летающие этажерки» почти ничего не могли им противопоставить, то к кануну Второй мировой появление стремительных истребителей полностью изменило расклад сил в небе. Тихоходным и маломаневренным гигантам там уже не было места на поле боя.
Есть ли перспективы у летательных аппаратов легче воздуха сегодня? Скорее, да, чем нет.
В беспилотной версии, оснащенные мощной РЛС, стратосферные дирижабли ДРЛО могут выступать важной составляющей системы противоракетной обороны стратегического уровня. Также беспилотные дирижабли могли бы использоваться для долговременного патрулирования морских акваторий и государственной границы, естественно, вне зоны активных боевых действий!
Беспилотные грузовые дирижабли имеют достаточно широкую нишу для применения в сфере логистики, например, для доставки крупногабаритных грузов в условиях Крайнего Севера материалов для строительства трубопроводов или еще чего. Летательные аппараты легче воздуха точно не помешали бы для наблюдения за регионом Арктики и Северным морским путем. Еще им нет цены как летающим пожарным где-то над горящей тайгой.
Не исключено применение дирижаблей и в качестве региональных и ближнемагистральных пассажирских лайнеров где-нибудь на Дальнем Востоке, где большие расстояния идут рука об руку со слабо развитой инфраструктурой и малочисленностью населения. Возможно использование их в сфере туризма над живописными местностями, а также в качестве индивидуальных «воздушных яхт» для миллионеров и миллиардеров.
В целом и общем, дирижабли самолеты заменить точно не смогут, но имеют шанс найти свою прочную рыночную нишу, если получат якорного заказчика в лице государственных органов и структур.
Свежие комментарии