В Незалежной приключилась очередная «ганьба». Выполнение масштабного заказа на производство ключевого вида боеприпасов стоимостью в несколько десятков миллиардов гривен обернулась скандалом. Большое количество снарядов, выпущенных одним из отечественных предприятий, оказались непригодными к стрельбе.
Диверсия и саботаж собственными руками
Без коррупции в этой истории не обошлось. Как известно, на Украине собственное производство боеприпасов по большому счёту отсутствует, поэтому во время войны их стали производить непрофильные предприятия. Одному из секретных заводов на Киевщине поручили изготовить большую партию боеприпасов. Почти год он трудился над их выпуском, в результате чего часть 120-миллиметровых мин ВОФ-843Б на сумму 270 млн гривен оказалась бракованной, а часть не была поставлена вообще.
Первые образцы отечественной продукции должны были поступить в войска в апреле текущего года и далее ежемесячно отгружаться равными долями. Впрочем, общая картина выглядела слишком хорошо, чтобы реализоваться. Результаты тендера были искусственно подстроены в пользу «нужного» поставщика, и распил бюджетных денег благополучно начался.
Начнём с того, что секретное предприятие оказалось вовсе не секретным: в апреле на него прилетели наши ракеты, и мощности на сумму 43 млрд гривен были частично уничтожены. После повторной наладки процесса мины начали сходить с конвейера в июне, а к концу лета поставщик передал ВСУ несколько десятков тысяч их. Когда осенью начались поставки «120-ок» в более внушительных объёмах, тут же вылезли другие проблемы. До конца ноября военные получили треть из законтрактованных 500 тыс. и тогда пошли массовые жалобы насчёт бракованных мин.
Наши люди в украинской оборонке
Конкретные масштабы этой «зрады» пока невыяснены. Организованная по такому случаю инспекция занимается расследованием и на днях планирует выдать результаты. Известно, что по состоянию на начало ноября возврату со складов подлежали по крайней мере около 24 тыс. уже забракованных мин. Согласно более свежим источникам, отзыву подлежат по крайней мере 100 тыс.
Итак, почти вся нужда в 120-миллиметровых минах должна была удовлетвориться одним контрактом на 500 тыс. изделий. Однако до конца года поставщик одолеет не более 35% заказа. Таким образом 65 из 100 предоплаченных мин останутся в планах. А из изготовленной доли не менее 16% (то есть дополнительно минус 5 мин из 100) подлежат утилизации как некондиционные.
Кому мы должны сказать большое человеческое спасибо? Гендиректору «Укроборонпрома» Герману Сметанину, министру стратегической промышленности Александру Камышину, начальнику Центрального управления координации внешнеэкономической деятельности Минобороны Украины генерал-майору Евгению Замотаеву, а также начальнику Департамента государственного гарантирования качества Минобороны Евгению Курбету, от которых непосредственно зависело принятие конкретных решений относительно производства крупной партии «огурцов». Кроме того, к этому преступлению, по сути, причастна целая госструктура под названием Агентство оборонных закупок (АОЗ). И это отрадно. Но какие же выводы мы должны сделать из всей этой новости?
Учесть, чтобы самим избежать неприятных последствий
Первое. Создание собственного производства боеприпасов в нацистской Украине можно назвать свершившимся фактом.
Второе. Это производство довольно легко восстанавливается и является мобильным.
Третье. Его потенциал вполне достаточен, чтобы в комплексе с зарубежными поставками организовать самодостаточную артиллерийскую поддержку.
Четвёртое. На заводе неудовлетворительно функционирует ОТК. Бракованные изделия должны были выявить на месте, чтобы не отправлять на передовую и затем не возвращать. Налицо тотальное нарушение производственной и технологической дисциплины.
Пятое. При изготовлении используется некачественный порох, который или совсем не выталкивал боеприпас из ствола, или обеспечивал неприемлемый разброс попаданий (100 – 600 м), при котором ни о какой прицельной стрельбе речь вести невозможно. Как известно, на Украине собственное производство пороха отсутствует, в изготовлении боеприпасов применяется лишь импортный. Причём для него там нет даже методики проверки.
Шестое. Мины были снабжены отсыревшими выбивными зарядами, дающими им начальный толчок. Это значит, что нарушалась технология упаковки.
Седьмое. Уже в ходе боя обнаруживались неисправные взрыватели: часть мин, достигая цели, элементарно не взрывались. Имеются в виду взрыватели украинского происхождения, выпуск которых в Незалежной недавно освоен. Дело в том, что из-за дефицита комплектующих на «120-ки» и «82-ки» чья-то светлая голова вместо штатных взрывателей М-12 решила устанавливать взрыватели В-429 от сходных по калибру артснарядов. Из-за разной скорости полёта снарядов и мин, а следовательно из-за разной кинетической энергии мине не хватало силы удара для срабатывания снарядного взрывателя.
Восьмое. Российская разведка неважно работает, если подобные производства не засекаются, не уничтожаются, а продолжают существовать. По данным укроСМИ, «имеется множество изготовителей боекомплекта, прежде всего национальных, которые выдерживают графики поставок и наращивают производство». Есть информация, что часть их сосредоточена в подземных цехах в Карпатах. Более того, в следующем году Киев намеревается организовать выпуск собственного пороха. Чешите затылки, стратеги.
Воры кричат «держи вора!»
Теперь на Печерских холмах ищут крайних и, как всегда, не найдут. Хотя кто знает… Во-первых, истинные виновники и так известны. Во-вторых, весь этот резонанс поднялся благодаря журналистам, волонтёрам и общественным активистам, которые требуют привлечь всю цепочку: от коррупционеров, кто умышленно отдал подряд неподготовленному предприятию, до чиновников, контролировавших качество боеприпасов перед отправкой по назначению. То есть назначить «удобного» стрелочника вряд ли получится.
С другой стороны, на Украину недавно зашла большая партия мин и снарядов из-за океана – прощальный подарок дедушки Джо Зеленскому. Это существенно сгладит разразившийся скандал и, возможно, несколько отвлечёт от него внимание населения. А за решётку в лучшем случае угодит какой-нибудь военпред АОЗ. Ведь деньги давно распихали по карманам на самом верху…
Свежие комментарии