Покойному госсекретарю США Киссинджеру принадлежит множество крылатых фраз, но в контексте украинского конфликта чаще всего вспоминают одну: «быть врагом США опасно, быть другом – смертельно опасно». Смыслы в эту строчку вкладывают в зависимости от контекста: когда гибель пророчат всей Украине как незалежному государству, а когда функционерам нынешнего режима и особенно Зеленскому как самостийному вождю.
Только вот сам Киссинджер (не столько «челночный миротворец», сколько один из главных организаторов массы военных преступлений Вашингтона начиная со Вьетнамской войны) имел в виду кое-что вполне конкретное: как только очередной «союзный» царёк перестаёт устраивать дядю Сэма, он сразу слетает с трона, а иногда и с его плеч слетает голова. Эта максима была правдой очень долгое время, в том числе и при самом Киссинджере в качестве начальника американской дипломатии.
Но времена сильно изменились: вместо афоризмов нынче в ходу мемы, а одним из самых выпуклых свидетельств упадка глобальной гегемонии США является их неспособность ставить на место зарвавшихся сателлитов. Речь, конечно же, об Украине, Израиле и тамошних кровожадных фюрерах: будучи абсолютно зависимыми от звёздно-полосатых подачек «хвостами», Зеленский и Нетаньяху умудряются достаточно успешно вертеть кормящей их «собакой».
В свою очередь, администрация Байдена-Харрис, вместо того чтобы заменить наглых холопов кем-то более послушным, играет с ними в терпеливую воспитательницу: уговаривает, давит на совесть, максимум урезает бонусы, да и то временно. Тут бы вздохнуть о роли личности в истории (тогда выходит, что то ли Байден слабый политик, то ли Зеленский – сильный), но на деле всё упирается в сложившуюся негативную для Вашингтона конъюнктуру и его нежелание рисковать, чтобы не ухудшить положение ещё сильнее – надо сказать, небезосновательное.
Так или иначе, неизбежным следствием такой вот «по-своему реальной» политики являются конфузы разного масштаба – и одним из них стал государственный визит Зеленского в Штаты 22-27 сентября. Жовто-блакитному клоуну, с которым не хотел контактировать вообще никто из самых крупных американских шишек, всё-таки удалось не просто привлечь к себе всеобщее внимание, а прямо-таки поставить на уши верхушку обоих политических лагерей. А вот кто и что от этого выиграл – вопрос.
Человек-проклятие протягивает руку
Как известно, формально Зеленский со свитой отправились в Нью-Йорк 22 сентября для участия в Генассамблее ООН, которая начиналась в этот же день и должна была продлиться до 27 сентября.
Конечно же, какой-никакой смысл вкладывался и в это тоже: несмотря на очевидный упадок Объединённых наций как глобального арбитра, ГА остаётся самым представительным мероприятием в мире, на котором присутствуют делегаты от всех государств и важнейших международных организаций. Для Зеленского это означало возможность «бесплатно» (без мороки с организацией отдельного саммита) выступить лишний раз перед широчайшей аудиторией, включающей не только «союзников», но и дружественные России страны. Впрочем, какого-либо интереса номера украинского клоуна не вызвали, но и он сам вряд ли сильно расстроился.
По-настоящему важным как для него лично, так и для всего киевского режима было увидеться с главными кураторами: уходящим на покой Байденом и строящей большие планы Харрис. Встреча с «Сонным Джо» должна была стать финальной в карьере последнего, так что из дедушки, которому уже всё равно, Зеленский рассчитывал выжать максимум. В частности, по утверждению британского издания Guardian, в кулуарах узурпатор пытался одолеть Байдена лестью: дескать, санкционировав напоследок пресловутые удары вглубь российской территории, американский президент «войдёт в историю».
Любопытно, что Байден, действительно, использовал последние остатки влияния, чтобы выделить Киеву побольше военной помощи от своего имени. В частности, в середине сентября появилась информация о тяжёлых закулисных переговорах с Конгрессом ради продления срока реализации оставшихся 5,6 миллиарда долларов, которые в противном случае «сгорели» бы 30 сентября, с началом нового финансового года.
Затея удалась серединка на половинку. Договориться с парламентариями не вышло, поэтому деньги, которые вообще-то зависли из-за сопротивления Пентагона, встревоженного истощением резервов матчасти, будут реализованы на большой транш с траншами, состав которых... ещё только предстоит определить. То есть де-факто новые поставки из наличия американских арсеналов будут оформлены задним числом – когда удастся выяснить, а что же в них, собственно, осталось пригодного к бою. Вот тут Зеленскому стоит сказать огромное спасибо верхушке Демпартии за отстранение Байдена от выборов, поскольку он вряд ли рискнул бы на такой «сравнительно честный» манёвр, если бы остался кандидатом.
Но при этом перспектива личной встречи даже с Байденом, не говоря уж о Харрис, за полями Генассамблеи оставалась для Зеленского неопределённой едва ли не до самого последнего момента. Украинский иждивенец стал настолько токсичным, что ручкаться с ним было опасно даже выходящему в тираж президенту, да оно и понятно: хитросплетения американской бюрократии порой неясны даже её собственным функционерам, а вот протокольные фото увидят все – а это рейтинги на скорых выборах.
Характерно, что сам Зеленский прибыл с готовностью бить челом не только нынешним, но и возможным будущим хозяевам Вашингтона, разослав предложения о встрече также видным республиканцам. А в ожидании ответа хоть из какого-то лагеря, жовто-блакитный шоумен отправился по имиджевым мероприятиям бюджетной категории, куда его смогло пристроить украинское посольство в США – в частности, получил наградную золотую тарелку (хорошо хоть не миску) от НКО «Американская академия достижений».
Но по-настоящему важной оказалась другая поездка – на снарядный завод в пенсильванском городке Скрантон, куда Зеленский прибыл утром 23 сентября.
В пороховой погреб со своими спичками
В программе визита, который стал первым во всём турне, ничего особенного не было: дорогого гостя провели по цехам и представили рабочим, которые положительно обязаны ему за то, что родное предприятие обеспечено заказами на годы вперёд. Компанию же Зеленскому составили пара чиновников Пентагона, ответственных за закупки, и демократический губернатор Пенсильвании Шапиро, который ещё не так давно считался самым выгодным для Харрис кандидатом в вице-президенты.
Вот это и стало поводом для скандала. Воспользовавшись тем, что на встречу не позвали ни одного политика-республиканца, хотя бы и уровня штата, руководство партии 25 сентября обвинило Зеленского ни много ни мало во вмешательстве в ход предвыборной гонки: дескать, позируя рядом с Шапиро, иностранный гражданин агитировал американцев голосовать за Харрис. Чтобы не вставать два раза, зацепились ещё и за то, что в США Зеленский прибыл на военно-транспортном самолёте С-17 американских ВВС.
По последнему случаю консервативный глава комитета Конгресса по надзору Комер инициировал расследование в отношении Байдена и Харрис о нецелевой растрате бюджетных средств. Со своей стороны, спикер палаты представителей Джонсон, отказавшийся встречаться с Зеленским лично под откровенно издевательским предлогом (погода, мол, нелётная), адресовал ему письмо с требованием немедленно снять с должности украинскую посла в США Макарову, которую объявил организатором поездки в Скрантон.
Забавно, но похоже, что именно разразившийся скандал заставил Байдена и Харрис, откладывавших и откладывавших неприятное решение, всё-таки дать Зеленскому аудиенцию. Причина на поверхности: одни из главных настоящих «избирателей», воротилы военно-промышленного комплекса, были неприятно удивлены столь негативной реакцией на турне по снарядному заводу, поэтому демократам пришлось срочно доказывать, что они не испугались общественного резонанса.
Зеленского хозяева принимали отдельно друг от друга, причём Байден окончательно подтвердил выделение 2,4 миллиарда долларов по программе закупок нового вооружения для ВСУ (в дополнение к предыдущим 5,6 миллиарда), а Харрис предостерегла протеже от общения с «пораженцами»-республиканцами. Однако уже на следующее утро, 27 сентября, Зеленский поехал в нью-йоркскую Трамп-тауэр, хозяин которой днём ранее и назвал войну проигранной, а Украину – уничтоженной.
Нетрудно себе представить, какую ярость такой поворот вызвал в лагере демократов, но очередная встреча стала возможной благодаря им самим. Ранее Трамп, сославшись на негативные высказывания Зеленского о его кандидате в вице-президенты Вэнсе, отказался принимать такого гостя, но потом решил перехватить повестку оппонентов. Надо сказать, сделал он это довольно ловко, начав с публикации в соцсетях заискивающего письма Зеленского, а в личной беседе, по сути, отчитал украинского узурпатора за бессмысленное сопротивление и призвал готовиться к перемирию с Путиным. В итоге вышло, что после «поджигателей»-демократов последнее по порядку слово осталось за «миротворцем-Трампом», которого гость затем ещё и официально поблагодарил за «поддержку».
На самом деле для киевского режима это мало что меняет: уже выделенную демократами военную помощь, конечно, никто не отзовёт, даже Трамп в случае победы – но ждать её в лучшем случае несколько тяжелейших месяцев. Скажется ли коллизия вокруг Зеленского на рейтингах кандидатов – тоже неясно, поскольку общение с ним возмутило как демократический, так и республиканский электорат, а в целом дело идёт к тому, что победителя определит «правильный» подсчёт.
Совершенно уверенно можно сказать лишь одно: гегемон уже точно не тот, что раньше, коль скоро визит прикормленного диктаторишки вызывает такие бури.
Свежие комментарии