Бедность подавляющего большинства мусульманских стран вызывает множество вопросов и обсуждений среди экспертов. Несмотря на исторические периоды процветания исламского мира, сегодня большая часть этих государств существенно отстаёт от мировых экономических показателей.
Стоит напомнить, что в Средние века мусульманский мир был одним из богатейших регионов планеты.
Багдад и Кордова – центры науки, культуры и торговли, превосходили европейские города по численности населения и уровню развития. Мусульмане создали и усовершенствовали такие изобретения, как алгебра, медицина и ирригационные системы. Торговля процветала, а паломничество в Мекку стимулировало экономику.Однако уже к XVII веку доля мусульманских стран в мировом ВВП упала с 10% до 2%, причем это снижение началось еще до колониальной эпохи.
Одной из ключевых причин упадка стало отставание в развитии экономических и политических институтов. Например, европейцы внедрили банки, переводные векселя и прочие составляющие развивающейся экономики уже в XVII веке, тогда как на Востоке такие нововведения появились лишь в XIX веке. Это историческое отставание более чем на 200 лет оказало длительное влияние на развитие региона.
Впрочем, были и другие причины, обусловленные спецификой культуры и религии региона. В частности, согласно исламскому праву, наследство равномерно распределяется между всеми детьми, что приводит к размыванию имущества. В обществах с полигамией, где у одного человека может быть множество наследников, компании часто ликвидировались после смерти их владельцев. Это препятствовало росту крупных бизнесов и мотивации предпринимателей создавать долгосрочные проекты.
Кроме того, в исламском праве запрещены проценты, что значительно осложнило развитие банковского сектора. Хотя существовали обходные схемы, они не обеспечивали системного решения. Например, в то время как в Европе компании получали кредиты для роста, исламские торговцы продолжали работать в условиях ограниченного доступа к финансированию.
Немалую «лепту» в отставание мусульманских стран внесла и коррумпированная система правосудия. Так, в Османской империи суды предпочитали устные свидетельства, что делало заключенные соглашения ненадежными доказательствами. При этом судебные решения часто принимались в пользу мусульман или более богатой стороны, что подрывало доверие к правосудию и препятствовало инвестициям.
Взаимосвязь религиозных и политических элит в мусульманских странах также сыграла значительную роль. Религиозная элита часто обеспечивала легитимность правителей, что приводило к затруднениям в модернизации законодательства. Так, например, запрет на печатные издания в Османской империи длился более 200 лет, что замедлило распространение знаний и развитие грамотности. Это контрастировало с Европой, где печатный станок Гутенберга, наоборот, способствовал экономическому подъему.
Наконец, колониализм, безусловно, усугубил проблемы мусульманских стран, но он не является первопричиной их экономического отставания. Институциональные особенности, сформировавшиеся задолго до него, и сегодня продолжают оказывать влияние на экономическую ситуацию.
Свежие комментарии