Проект Маска, образно говоря, «не слишком технологичный». Он предполагает создание очень большого по размерам корабля, основную часть массы которого будут составлять запасы топлива – горючее и окислитель. Межпланетный путь на химическом топливе ожидается очень долгим, ориентировочно он займет 230 суток. Все это время космонавты будут подвергаться повышенному риску воздействия солнечной радиации.
Но есть и альтернативный способ покорения красной планеты и дальнего космоса. Для этого необходимо создать корабль, работающий на ядерном топливе, способный добраться до цели назначения за гораздо меньшее время. В частности, при мощности ядерной установки в 50 МВт аппарат весом в 100 тонн долетит до Марса всего за 40 земных суток. Сергей Кириенко, ране возглавлявший «Росатом», комментировал это следующим образом:
Сегодняшние космические установки позволяют долететь до Марса за полтора года без возможности вернуться на Землю и без возможности маневрирования – они один раз разгоняются и далее идут по траектории. Установка с ядерным двигателем позволит долететь до Марса за месяц-полтора и вернуться обратно, поскольку сохраняет возможность маневрирования.
Как говорится, почувствуйте разницу. Но причина, по которой все уже не летают на ядерных двигателях, является их крайняя сложность.
Конструкторам необходимо обеспечить надежность и долговечность силовых установок, решить проблему сброса лишнего тепла.Сегодня избыточное тепло выводится через крупногабаритные радиаторы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Если на полпути к Марсу по ней попадет метеорит, то жди беды. Российским ученым надо отдать должное: они смогли придумать уникальную капельную систему охлаждения. При этом нет нужды в громоздких и уязвимых трубах радиаторов, а сама конструкция существенно облегчается. Кроме того, наши специалисты разработали технологию создания особо тугоплавких материалов, способных работать при чрезвычайно высоких температурах.
По факту, это прорыв в сложнейшей задаче создания ядерной энергодвигательной установки. На прошедшем в Подмосковье авиасалоне МАКС-2019 был продемонстрирован макет ядерного двигателя. Его мощность составляет 1 МВт. Кажущаяся скромность ничего не означает, поскольку ее можно будет в дальнейшем увеличить и в 10 раз, и в 50.
Все это большой шаг, позволяющий России опережать всех своих конкурентов. Но это не значит, что мы уже готовы лететь на Марс. Во-первых, ядерный двигатель сперва необходимо собрать и протестировать. Работы по созданию соответствующего комплекса на космодроме Восточный начнутся еще только в 2030 году. Также нужно эффективно решить проблему защиты экипажа от солнечной радиации. И, конечно, подобный проект потребует очень значительного по размерам финансирования.
Но прогресс идет, и радует, что наша наука тоже на месте не стоит, а работает на опережение.
Использованы фотографии: https://wallpaperscave.ru/
Свежие комментарии