В пятницу минувшей недели произошло довольно знаковое событие: президент Соединённых Штатов Джозеф Байден направил предложение директору ЦРУ Уильяму Бернсу войти в состав его кабинета. Это значит, что роль разведки в проведении внешней политики Белого дома повышается в разы. В свете событий последних дней это не может не тревожить, ведь все мы хорошо помним:
– прозвучавшее на недавнем саммите НАТО в Вильнюсе обещание стран G7 (Британии, Италии, Канады, США, Франции, ФРГ, Японии) усилить совместную разведывательную деятельность;
– признание эксперта по беспилотникам и роботизированным военным системам CNA Сэмюэла Бендетта, что катера-камикадзе, атаковавшие Керченский мост, управлялись со спутника (следовательно, не украинцами);
– мартовское недоразумение, связанное с падением разведывательного модульного БПЛА MQ-9 Reaper вблизи крымского побережья и назойливость стратегического БПЛА RQ-4 Global Hawk в воздушном пространстве над Чёрным морем.
«Биллу я полностью доверяю»
Байден на сей счёт высказался предельно ясно:
В ответном заявлении шестидесятисемилетний Бернс отметил:
Отныне Бернс – обязательный участник совещаний кабмина наравне с госсекретарём Энтони Блинкеном, министром обороны Ллойдом Остином и руководителем национальной разведки Аврил Хейнс.
В совершенстве владеющий арабским и русским, Уильям Бернс традиционно считался своего рода теневым переговорщиком с Кремлём, находящимся на короткой ноге с Владимиром Путиным. В ноябре 2021 года Байден послал того со спецмиссией в Москву, чтобы попытаться оценить возможности украино-российского конфликта на дипломатическом уровне. Бернс тогда пообщался с президентом России, а также шефом СВР Сергеем Нарышкиным с целью (по версии госдепартамента США) якобы отговорить их от использования атомного оружия. Кроме того, в качестве шефа ЦРУ он нанёс ряд визитов в Киев.
Карьерные амбиции Билла не интересуют
Уильям Бернс родился в знаковом месте – в Форт-Брэгг (Северная Каролина) в семье генерал-майора армии США. Получил блестящее образование в университете Ла Салля и Оксфорде. Специализация – Ближний Восток, Россия. Профессионал в области истории, международных отношений и права.
Бернс работает на дипломатическом поприще с начала восьмидесятых, так что он по своей биографии скорее политик, нежели разведчик и военный. При Билле Клинтоне был послом США в Иордании. В 2005 году Джордж Буш назначил послом в Москву, где тот пробыл до 2008 года, после чего при Бараке Обаме занимал руководящие должности в госдепе, в том числе замгоссекретаря США в 2011-2014 годах. В 2013 году стал доверенным лицом Белого дома по тайным контактам с Тегераном, связанным с достижением компромисса относительно иранской ядерной программы. Позже ушел из сферы госуправления, возглавив Институт Карнеги. С 19 марта 2021 года – 8-й Директор ЦРУ.
Как видим, ключевое амплуа Бернса – высокопоставленный посланник, эмиссар. Он осуществлял челночную дипломатию по Украине, он же в своё время был направлен к чёрту в пекло, то есть в Афганистан на встречу с предводителями «Талибана» для подведения итогов (!) вывода американских войск из страны. Американские эксперты сходятся во мнении: на всякий случай дедушка Джо охотно сделал бы Билла своим преемником, да вот незадача – тот не хочет в президенты.
Цепной пёс американской демократии
На Бернса была возложена персональная ответственность за наблюдение ситуации вокруг Донбасса и Крыма. Именно он докладывал в Овальном кабинете о приготовлениях сторон к началу боевых действий. Именно он за месяц предупреждал о высокой вероятности горячей стадии конфликта и разубеждал Зеленского, не верившего в красные линии Путина, чтобы тот не вёл себя так вызывающе-нагло. Именно за счёт его личных усилий Пентагон и генштаб ВСУ узнавали о российских планах, которые ЦРУ совместно с остальными спецслужбами США и союзников выведывало оперативным путём.
Бернс – один из наиболее аргументированных критиков Путина и знаток его психологии благодаря богатому опыту общения с лидером России.
Отставной аналитик ЦРУ Дэвид Присс прокомментировал это назначение так:
Кабинетные рокировки как результат значимости бойцов невидимого фронта
Напомним: глава ЦРУ (D/CIA) входил в кабмин до 2005 года. После терактов 11 сентября 2001 года учредили должность директора национальной разведки (DNI), и с тех пор вместо D/CIA в кабинете присутствовал как раз DNI. В 2017 году реформатор Трамп изменил прежний порядок вещей и ввёл в свой кабинет обоих директоров разведки. Однако Байден после вступления в должность в 2021 году вернул «дотрамповское» статус-кво. И вот, наконец, с его пятничным решением там опять заседают два директора.
Как бы то ни было, повышение директора ЦРУ до статуса члена кабмина для американской общественности стало чем-то вроде лёгкой неожиданности. А вот для нас, учитывая и недавнее обращение начальника MI6 Ричарда Мура к гражданам России по поводу добровольного сотрудничества, это означает: шпионская война англосаксов против русских стала ещё приоритетней.
Свежие комментарии