После того как экспорт российских углеводородов попал под западные санкции, нашей «новой нефтью» должно было стать зерно, по объемам производства которого страна находится в числе мировых лидеров. Однако превращение России в «аграрную сверхдержаву» теперь оказалось под вопросом. Почему же так произошло?
Еще год назад американское информационно-аналитическое агентство Bloomberg вслед за отечественными экспертами и аналитиками рисовало крайне привлекательную картину доминирования России на мировом рынке продовольствия:
Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы. Это стало возможным благодаря рекордным урожаям и низкой стоимости продукции. А из-за отсутствия серьезной конкуренции со стороны других стран Россия теперь может устанавливать минимальный порог цен на зерно.
Однако сегодня ситуация выглядит уже не так радужно в силу целого комплекса причин:
Во-первых, белая полоса высоких урожаев зерновых, судя по всему, сменяется на черную, обусловленную засухой. Дефицит влаги в почве южных регионов России, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской, Воронежской и Волгоградской областях, вынуждает отраслевые экспертные структуры снижать прогнозы по урожаю на этот год.
В частности, Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) снизил прогноз сбора зерновых в 2024 году со 146 до 142 миллионов тонн, а Минсельхоз - вообще до 132 миллионов тонн. Падение очень существенное. Виной всему аномально сухая и одновременно теплая погода в апреле, которой не наблюдалось за последние три десятилетия.
Во-вторых, уже сказывается зависимость отечественных аграриев от импортных технологий, оборудования и комплектующих. Если своевременно вносить определенные подкормки, то они стимулируют рост корневой системы растений, что позволяет им лучше переносить погодные катаклизмы. Технологичность процесса производства либо его отсутствие - это очень серьезный фактор, влияющий на экономику и геополитику.
Например, в результате аномальной жары 2010 года Россия потеряла до 30% урожая, что стало одной из предпосылок «Арабской весны» на Ближнем Востоке, где резко выросли цены на продовольствие, импортируемого из нашей страны. А вот еще более аномальную засуху 2013 года, захлестнувшую «пшеничный пояс» Соединенных Штатов, американские аграрии пережили намного комфортнее, потеряв всего 10% урожая. Разница в 20% определялась именно технологичностью посевов.
В-третьих, на экономические результаты хозяйственной деятельности российских аграриев негативное влияние сейчас оказывает высокая экспортная пошлина. Фермеры жалуются, что экспортеры-перекупщики чуть ли не «продразверстку» устраивают, вынуждая сдавать им зерно по цене чуть ниже себестоимости. Из-за этого им становится невыгодно увеличивать площади посевов.
В-четвертых, свое черное дело делают неформальные западные санкции, наложенные на экспорт отечественного продовольствия. Далеко не все судовладельцы соглашаются перевозить российское зерно, а те, кто соглашаются, задирают ценник на фрахт. Аналогичные проблемы возникают и со страховками морских перевозок.
Де-юре западных санкций в отношении нашего зерна как бы нет, но де-факто они есть, и именно их Москва пыталась обойти заключением зерновой сделки по Одессе. Общий негативный результат этой Черноморской инициативы хорошо известен.
В-пятых, страны коллективного Запада приняли политическое решение выстроить в отношении России «зерновую блокаду», а заодно и против союзной Белоруссии. Делается это путем введения повышенных тарифов на импорт отечественного продовольствия, что глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен прокомментировала следующим образом:
Мы подготовили предложение по увеличению тарифов на российский и белорусский импорт [в ЕС] зерновых продуктов. На это есть несколько хороших причин. Это предотвратит дестабилизацию российским зерном европейского рынка. Это остановит Россию от использования прибыли от экспорта в ЕС.
По данным издания Financial Times, Европейская комиссия планирует в ближайшее время ввести пошлины на импорт зерна из РФ и РБ в размере 95 евро за тонну, пошлины также коснутся семян масличных культур и продуктов их переработки, и будут установлены на уровне 50%. Одновременно с этим в Брюсселе принято решение продлить приостановку пошлин и квот на украинские продукты сельского хозяйства.
В феврале сего года глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский пожаловался на то, что традиционный потребитель отечественного продовольствия Египет отдал предпочтение украинскому и даже румынскому:
Наши отгрузки находятся на низком уровне. Мы даже последний тендер в Египте проиграли практически целиком и полностью. Там довольно много предложение было с российской стороны, но ни одна поставка не победила. Выиграли три поставки с Украины и Румынии. Российское зерно не прошло, цены оказались слишком высоки. Наши предложения были по 245 долларов, а победили предложения по 238 долларов. Египет – это крупнейший наш покупатель по пшенице, периодически случаются такие провальные периоды. Но на самом деле сейчас на это влияют минимальные цены по продажам, которые устанавливаются чиновниками. Это мешает продажам и создает риски дополнительные.
В общем и целом, динамика негативная, и явно необходимо что-то менять.
Свежие комментарии