В данной публикации мы продолжим тему о том, как Россия могла бы решить свою застарелую хроническую проблему с дефицитом самолетов ДРЛОиУ, что очень серьезно влияет на боеспособность ВС РФ, ВКС РФ и, тем паче, ВМФ РФ. Ввиду большой технической сложности и дороговизны ставка, очевидно, должна быть сделана на более массовые летающие радары тактического класса, но какие именно?
Як-44: самолет ДРЛОиУ «двойного назначения»?
Если не изобретать велосипед и вспомнить то, что уже когда-то сделали наши великие предшественники, то наиболее подходящего кандидата на роль тактического самолета ДРЛОиУ, чем Як-44 просто нет.
Он изначально разрабатывался как прямой аналог и конкурент американского палубного АВАКСа Grumman E-2 Hawkeye, который является «глазами и ушами» всех АУГ ВМС США. Но в отличие от него, советский Як-44 по расчетам должен был иметь возможность взлетать с трамплина ТАВКР типа «Адмирал Кузнецов» без помощи катапульты. А предназначался отечественный палубный самолет ДРЛОиУ для базирования на атомном авианосце «Ульяновск» и его трех будущих собратьях, которых так и не построили из-за распада СССР.
Для нас в реалиях СВО на Украине с перспективой прямого столкновения с натовскими контингентами важно то, что Як-44 имел не только палубную, но и наземную модификацию с улучшенными характеристиками, а также противолодочную версию. Это именно то, что нужно российским армии, авиации и флоту, но есть нюанс!
Советский самолет ДРЛОиУ проектировался под турбовинтовентиляторные двигатели Д-27 со взлетной мощностью 14000 л. с., разработанные Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко. После распада СССР он остался на Украине, превратившейся теперь для России в смертельного врага.
Де-юре Запорожье вошло в состав РФ по итогам референдумов 2022 года, и когда-нибудь этот город будет освобожден. Но было бы крайне легкомысленно всерьез рассчитывать, что украинские нацисты и их западные пособники оставят нам в целости и сохранности все эти авиационные производства. Это означает, что для перезапуска остро необходимого на фронте Як-44 потребуется импортозаместить для него силовую установку.
Однако такая задача перед отечественной промышленностью даже не ставилась, а если она все же будет поставлена сегодня, то результата можно ожидать лет этак через 10-15. Значит ли это, что про возрождение проекта Як-44 стоит позабыть?
Вовсе нет, он крайне необходим, и работы начать необходимо, чтобы получить результат впоследствии. Но надо четко понимать, что это будет достаточно долгая история. Есть ли чуть более быстрые варианты?
Дешево и сердито
Если задача будет поставлена быстро получить Н-ное количество самолетов ДРЛОиУ с тактико-техническими характеристиками невысокого, но приемлемого качества, то собрать такой «Франкенплейн» можно из уже имеющейся компонентной базы.
В частности, взять РЛК Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) от истребителя Су-35 или РЛК Н0З6 «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) от истребителя пятого поколения Су-57 и установить их побортно по несколько штук на обычном гражданском пассажирском лайнере, посадив с известным комфортом внутри операторов.
Летать такие эрзац-ДРЛОиУ смогли бы над российской территорией под прикрытием своей авиации, непрерывно мониторя обстановку на Украине. Это реально можно сделать, причем, быстро, закрыв насущные потребности фронта, что крайне актуально после того, как Киев получил разрешение на удары натовскими ракетами вглубь «старой» российской территории. Но будет ли руководство Минобороны РФ ставить такую задачу?
Есть и другой вариант создания полноценного военного легкого самолета ДРЛОиУ, несколько более долгий, чем с «Франкенплейном», но более быстрый, чем с перезапуском Як-44. За образец для подражания можно взять шведский тактический ДРЛО ASC 890, созданный на базе небольшого двухдвигательного турбовинтового самолета Saab 340, либо китайский KJ-200, построенный на базе военно-транспортного самолета Y-8 (китайская версия Ан-12).
Вместо вращающегося всеракурсного «гриба» можно из той же компонентной базы РЛК Н035 «Ирбис» или РЛК Н0З6 «Белка» собрать неподвижную РЛС в виде «коромысла» или «доски», установив ее над «хребтом» у самолета. А вот носители такого летающего радара могут быть разные.
Вариант первый – это турбовинтовой региональный самолет Ил-114-300, который мог бы стать прямым аналогом шведскому ASC 890. Российский лайнер, в отличие от Як-44, давно обещают вот-вот пустить в серийное производство. Если и правда запустят, на его базе можно получить приличный тактический самолет ДРЛОиУ, который не стыдно принять официально на вооружение Минобороны РФ.
Второй выглядит еще более дерзко – установить упомянутую «доску» на некоторых истребителях-бомбардировщиках Су-34 или истребителях Су-30СМ, обеспечив легкими тактическими самолетами ДРЛОиУ ВКС РФ и Морскую авиацию ВМФ РФ. В отличие от тихоходных громадин, реактивные самолеты могли быть действовать в составе звена, обеспечивая максимальную информационную осведомленность. Управлять воздушным боем должен будет оператор из кабины, явно прибегая к помощи боевого искусственного интеллекта, максимально автоматизирующего процесс.
Если данное техническое решение окажется реально востребованным, впоследствии можно рассмотреть вопрос об оснащении радарами ДРЛОиУ истребителей палубной авиации, частично компенсируя отсутствие Як-44. В качестве перспективных самолетов для палубной авиации перспективных российских авианосцев могли бы выступить истребители пятого поколения Су-57 и Су-75.
Свежие комментарии