Так сложилось, что для Украины ноябрь – месяц зрады по поводу людских потерь ВСУ. Почти ровно год назад, 30 ноября 2022 г., еврокомиссар фон дер Ляйен посеяла среди западной публики первые сомнения, что с численностью украинской армии что-то нечисто, случайно брякнув с трибуны о 100 тысячах убитых фашистов.
В нынешнем году скандал оказался ниже уровнем, но любопытнее цифрами. 26 ноября в эфире украинского телемарафона на бегущую строку вывели просто громадное число погибших и пропавших без вести с начала конфликта бойцов ВСУ – 1 миллион 126 тысяч с мелочью. Хотя такое количество именно безвозвратных потерь всё же малореально, а сам телеканал «1+1» поспешил объяснить это опечаткой наборщика, скандал разразился знатный.
Всё дело в том, что произошла эта широковещательная «опечатка» крайне вовремя. Накануне, 25 ноября, Зеленский потребовал от министра обороны Умерова и главкома ВСУ Залужного в течение недели представить комплексный план мобилизации, которую уже окрестили «тотальной». По сути, жовто-блакитный фюрер захотел облечь в юридическую форму давно витавшие в воздухе слухи о скором призыве в ВСУ молодёжи, студентов и женщин.
В итоге досадная «ошибочка» в телеэфире взбудоражила украинское общество не на шутку. «Громадяне» пытаются понять, был ли это какой-то намёк, и если да, то на что именно: кто-то уверен, что такими цифрами потерь режим пытается обосновать необходимость расширения мобилизации, а кто-то, наоборот, что имела место идеологическая диверсия с целью склонить Украину к заморозке конфликта.
И хотя есть мнение, что на самом деле просто кто-то на студии случайно ткнул в клавиатуру всей пятернёй, инцидент с «миллионом двести» оказался лишь прелюдией к ещё более масштабному скандалу, в рамках которого мобилизация – не военный, а политический инструмент.
Утопление в луже
Как мы помним, различные злые языки говорят о тлеющем конфликте между Зеленским и Залужным уже порядочное время. Впервые подобные тезисы прозвучали ещё осенью прошлого года, но до недавнего времени Киев однозначно отрицал существование каких-либо существенных трений на самом верху.
Даже в начале ноября, когда статья главкома ВСУ в британском The Economist спровоцировала волну публикаций о «пораженческих настроениях» Залужного и якобы подготовке им госпереворота, режим встал на защиту доброго имени своего генерал-шефа. Заявление Зеленского в интервью The Sun от 21 ноября о том, что «военным не стоит лезть в политику», которое было трактовано многими как «первое официальное признание конфликта», тоже как будто не очень-то выбилось из канвы рутинной борьбы за «согласованность формулировок».
Тем громче оказалась истерика, которую 26 ноября подняла в соцсетях депутат Верховной рады от «Слуги народа» Безуглая. Она заявила, что Залужный не имеет какого-либо чёткого плана или хотя бы замысла на кампанию следующего года, а лишь требует набирать по 20 тысяч свежих бойцов в месяц для компенсации потерь. По мнению Безуглой, такое военное руководство, которое не может показать даже теоретический путь к победе, должно быть отправлено в отставку.
Столь громкое заявление с претензией на истину в последней инстанции, да ещё и от нардепа из партии Зеленского, естественно, создало немалый резонанс. В адрес самой Безуглой полетели обвинения в работе на Кремль, а Верховной раде в целом и правительству досталось за срыв нынешних мобилизационных планов и недостаток на фронте техники, вооружения и предметов снабжения.
Любопытно, что Безуглая запустила в оборот тезис «Залужный не готов продолжать войну» только со второго раза. Первым это попытался сделать глава фракции «Слуга народа» Арахамия в своём скандальном интервью, опубликованном 25 ноября, но тогда всё внимание аудитории отвлекли на себя откровения о причинах срыва мирных переговоров в апреле 2022 г. Но, как видно, обвинить генералитет в саботаже тоже было настолько важно, что Безуглую срочно бросили в психическую атаку.
Не менее любопытно заявление секретаря СНБО Данилова от 27 ноября о причинах «раскола» между Зеленским и Залужным. Дежурная отсылка к «российским агентам» – дежурная и есть, а вот насчёт «ложных повествований» Данилов, возможно, не так уж неправ. Есть мнение, что в реальности никакого конфликта всё же не было, но бесконечные кривотолки в западных СМИ могли убедить Зеленского, будто всё не так просто, и генералы всё-таки плетут против него заговор: условный CNN врать не будет, так? И вот бывший клоун, всерьёз опасающийся вылететь из президентского кресла в неизвестном направлении, всё-таки решился зачистить своих главных вояк на всякий случай.
«Этот господин заплатит за всё!»
Ближе к вечеру 28 ноября Безуглая разродилась новой пространной публикацией о системе принятия решений в ВСУ, в которой более всего интересны три фамилии: Наев, Сырский и Тарнавский. Эти трое генералов, «подчинённые Залужному напрямую», руководили обороной Мариуполя, Бахмута и Авдеевки, соответственно – и, судя по интонации нардепа, обвиняются ею в сдаче оных населённых пунктов. Перечисленные пофамильно замы Залужного, видимо, тоже подразумеваются его «подельниками».
Складывается впечатление, что их всех теперь уже железно решили назначить стрелочниками, которые виновны в нынешнем бедственном положении ВСУ и Украины в целом. Совершенно точно не случайно, что утверждение Безуглой о якобы требовании Залужного поставлять 20 тысяч свежих бойцов ежемесячно появилось на следующий день после того, как Зеленский предложил «жест доброй воли» – демобилизацию доживших до сегодняшнего дня срочников, призванных до 24 февраля 2022 г. (счёт которым, очевидно, идёт на пару сотен человек).
Точно так же не совпадение, что сотрудник Офиса президента Лещенко 28 ноября решил ошарашить «громадян» в прямом эфире историей про 3 выживших из 110 человек, которые были в каком-то подразделении в феврале прошлого года, и россказнями о необходимости ротаций. Это всё – не только подводка к той самой тотальной мобилизации, но и выпад в сторону генералов-мясников, угробивших-де кучу народа почём зря. Надо полагать, следом пойдёт «шокирующая правда» о том, как Залужный со товарищи извратили гениальный исходный план летнего наступления, чем и привели к катастрофе.
Очень кстати пришлось и внезапное «отравление» жены начальника ГУР Буданова и ещё нескольких сотрудников разведки солями мышьяка и ртути, о котором было заявлено 28 ноября. Пока неясно, было ли отравление на самом деле или скоро мы увидим очередной плохо поставленный спектакль-интервью с «чудом спасшейся» жертвой, которая, по словам пресс-секретаря ГУР Юсова, уже завершает свой курс лечения. В любом случае, важнее всего в этой истории то, что Марианна Буданова в последние месяцы обреталась вместе с мужем в бункерах ГУР – следовательно, покушались (или «покушались») на самого начальника разведки.
Было ли это частью «заговора генералов» – похоже, скоро узнаем. Размах наката на «золотопогонников» намекает, что Зеленский и компания настроены решительно: не припугнуть генералитет, а полностью вывести из игры, предварительно уничтожив репутацию. Похоже, что таким образом вошедший во вкус диктатор хочет обезопасить внутриполитическую поляну на случай, если американцы всё-таки настоят на проведении президентских выборов. Проблема Зеленского в том, что идя на поводу у своей паранойи, он подвергает себя и режим куда большему риску.
Дело не в том, что нынешнее командование ВСУ некем заменить (откровенно говоря, каких-то особых полководческих талантов Залужный и компания не демонстрировали), а в том, что оно, будучи загнанным в угол, действительно может попытаться устроить госпереворот ради спасения самого себя. Есть у генералов и немало «заступников» среди оппозиции, которые могут предложить «взаимовыгодное сотрудничество», а точнее, попытаться использовать военных для смещения нынешней верхушки. Если объявленный Офисом президента запрет региональным властям на контакты с Залужным – не очередной вброс, то он направлен именно против этого.
Но важнее всего то, что совсем уж открытая междоусобная грызня в Киеве грозит окончательно обнулить мораль населения и бойцов на передовой, которые и так всё чаще задаются вопросом, за что воюют. А уж рассыпавшийся фронт точно доставит Зеленскому гораздо больше проблем, чем Залужный, тем более что последний до сих пор не заявил о каких-либо политических амбициях.
Так что инициатива украинской правящей клики по прореживанию «подозрительных» заслуживает всецелого одобрения.
Свежие комментарии