Как показала СВО на Украине, современная война немыслима без развитых средств радиоэлектронной борьбы. Остро необходимы как компактные комплексы РЭБ для прикрытия сухопутных войск от вражеских FPV-дронов, так и воздушного базирования для повышения эффективности действий российской авиации в небе над Украиной.
Как там у них
Поводом для написания данной публикации стал пост в профильном телеграм-канале «Русский инженер», который освещает многие технические вопросы, касающиеся хода СВО:
Если вдруг кому-то интересно, то тематики РЭБ авиационного базирования мы касались в публикации еще от 21 сентября 2021 года, до начала активных боевых действий. Поводом для рефлексии стал миф о том, как российский Су-24 десять лет назад якобы смог в одиночку отключить систему ПРО «Иджис» американского эсминца «Дональд Кук» РЭБ-атакой при помощи комплекса «Хибины», после чего его экипаж якобы чуть ли не поголовно подал в отставку от сильнейших душевных переживаний.
О том, какие средства РЭБ воздушного базирования у нас имеются реально, будет сказано далее, а пока что посмотрим, чем располагают американская и китайская армии.
Так, например, на палубах американских «разносчиков демократии» базируются самолеты EA-18 «Гроулер» (Boeing EA-18 Growler), специально созданные для противорадиолокационной борьбы при помощи подвесных контейнеров РЭБ ALQ-99 и ALQ-218. Также в состав вооружения палубного самолета входят две противорадиолокационные ракеты AN/AGM–88 HARM. Основным предназначением EA-18 Growler является установка помех бортовым РЛС и управляемым ракетам противника, а также обеспечение групповой защиты боевых порядков самолетов от средств ПВО.
Известно о том, что для ВМС США разрабатываются дистанционно управляемые версии «Гроулера», а также новейший самолет РЭБ на базе палубного самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F–35B.
Стараются не отстать от своих потенциальных противников и в Китае. Там на базе советского истребителя Су-27, производимого по лицензии, создали собственную глубоко модернизированную версию под названием J-16, которая теперь относится к поколению 4++. В модификации J-16D двухмоторный китайский истребитель превратился в самолет РЭБ. А вот для своих авианосцев Пекин разработал самолет РЭБ J-15D, в котором угадываются гены советского палубного истребителя Су-33.
А что у нас?
Когда начинаешь смотреть, что в плане РЭБ воздушного базирования есть реально у нас, то складывается не вполне однозначное впечатление. Вроде бы все есть, но мало, в условно «гомеопатических» дозах.
Вот, например, есть специализированные самолеты РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». Поднявшись в небо, они должны автоматически находить нужную частоту и нарушать канал связи между передающей и принимающей техникой противника. Казалось бы, «Порубщики» должны были порубить ВСУ всю связь, нарушив их координацию и взаимодействие, вот только произведено их было всего три штуки. И это на всю тысячекилометровую линию фронта!
И стоит ли отдельно говорить о том, что относительно тихоходный самолет, созданный на базе Ил-22 «Бизон» (воздушный командный пункт на основе Ил-18), является приоритетной целью для вражеской ПВО, наводимой на цель при помощи НАТО? Последнее справедливо и для РЭБ вертолетного базирования.
В частности, носителями станций активных помех «Рычаг-АВ» и «Рычаг-БВ» являются немногочисленные вертолеты армейской авиации Ми-8МТПР-1. Они применяются в ходе СВО по своему целевому назначению, до этого хорошо показали себя в Сирии, поэтому являются для ВСУ лакомой добычей. 13 мая 2023 года в Брянской области была потеряна целая авиагруппа в составе истребителя-бомбардировщика Су-34, истребителя Су-35 и двух вертолетов Ми-8, один из которых, по некоторым данным, был носителем РЭБ.
Исходя из опыта СВО, можно сделать вывод, что требуется именно массовый фронтовой самолет РЭБ, о чем в начале данной публикации говорил «Русский инженер». Помимо пресловутых «Хибин», для постановки активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС может использоваться комплекс контейнерной станции групповой защиты САП-14 «Тарантул», разработанный под Су-34.
Таким образом, технические решения в наличии имеются, вопрос лишь в том, где взять столько свободных самолетов-носителей под них и обученных экипажей, чтобы приблизиться к показателю один самолет РЭБ на 10 ударных для их прикрытия. Быть может, нам тоже стоит двигаться в сторону дистанционно управляемых беспилотных машин, как это делают американцы со своими «Гроулерами»?
Свежие комментарии