Как известно, прошедший в Вашингтоне 9-11 саммит НАТО был совсем не про Северную Атлантику и даже не про Украину: на этот раз дядя Сэм знакомил своих европейских и азиатских «союзников» друг с другом и объяснял, почему им всем вместе нужно готовиться к коллективному самоубийству о Китай. Впрочем, одним этим и очередными чудачествами Байдена дело всё же не ограничилось, а были приняты и кое-какие решения насчёт «фортеции Европы».
Пожалуй, самым существенным и громким среди них стал оглашённый 10 июля план о развёртывании в Германии американского дальнобойного оружия: крылатых ракет Tomahawk наземного базирования и, в перспективе, «новых гиперзвуковых ракет». Заявляется, что данный ход станет одним из элементов системы сдерживания «потенциальной русской агрессии», прямым ответом на присутствие в Калининграде российских ракет. Правда, ожидается этот ответ не так уж скоро: развёртывание планируется начать лишь в 2026 г.
В самой ФРГ мнения на этот счёт серьёзно разделились: пока канцлер Шольц и правящая коалиция дежурно рассказывают, как существенно американские «Топоры» укрепят безопасность Германии, оппозиция и простые немцы боятся, что они станут приоритетными целями уже для российских ракет. Можно даже сказать, что собственных «союзников» Вашингтон напугал куда больше, чем Москву: 11 июля замминистра иностранных дел Рябков заявил по этому поводу, что ожидать каких-либо шагов по деэскалации в духе холодной войны нечего, а вместо них Россия даст военно-технический ответ, но «в спокойном ключе».
Новая американская инициатива выглядит очень и очень спорной даже в отрыве от международной реакции, просто в контексте внутренней и внешней политики США. Казалось бы, задекларированный поворот Штатов и даже всего НАТО штыками в сторону КНР определяет, где нужно наращивать военное присутствие, а где изображать миролюбие – но нет, «русская угроза» зачем-то подчёркнута лишний раз наряду с «китайской». А уж строить какие-то далекоидущие планы на Европу сейчас, на фоне внутренних дрязг и весьма вероятной победы на выборах «антииевропейского» дуэта Трамп-Вэнс, и вовсе кажется преждевременным.
Однако всё встаёт на свои места, если вспомнить о довольно самостоятельной «третьей силе» американской политики – военно-промышленном комплексе и его лоббистах.
Базука для воробья
Вообще говоря, обоснования под развёртывание нового оружия Пентагон подводит вполне солидные. Какими бы когнитивными искажениями не страдали американские аналитики, от них не ускользнули преимущества, продемонстрированные в ходе украинского конфликта российскими ракетными системами, особенно сухопутными ТРК «Искандер»: сочетание мощности и практической неотразимости удара со скрытностью и высокой мобильностью пусковой установки.
Важнее же всего то, что наземные ракетные комплексы оказались способны эффективно действовать при наличии тогда ещё живой украинской ПВО, тогда как бомбардировочная авиация ВКС, на голову превосходящая их по забрасываемой массе, первый год войны использовалась очень ограниченно из-за риска потерь. Переданные украинским войскам американские РСЗО и тактические ракеты американского производства, хотя и проявили себя гораздо скромнее российских, тоже достигли гораздо больших результатов, чем ВВСУ, которым похвастаться практически нечем.
Для американцев, традиционно уповающих на превосходство в воздухе, такие новости стали серьёзным поводом пересмотреть свои доктрины. В случае гипотетического столкновения западных армий с российской, располагающей мощной и закалённой в боях ПВО, никакого господства НАТО в небе не предвидится (во всяком случае, надолго), а это автоматически означает наше преимущество в огневой мощи. При таких вводных вполне естественно сместить акценты на альтернативные ударные средства, особенно такие, которые способны без лишнего риска поражать позиции ЗРК, аэродромы, штабы и логистические узлы.
Немного другое дело, что конкретный выбор оружия оказался довольно специфическим. Отправить в Германию американцы предполагают ракетный комплекс Typhon – как бы «новейший», принятый на вооружение в 2023 г., но на деле представляющий собой поставленную на трейлер морскую четырёхтрубную универсальную пусковую установку, какие применяются на эсминцах УРО уже десятилетиями. Конечно, у этого есть свои плюсы: установка отработана, может запускать как крылатые ракеты, так и зенитные SM-6, а также неплохо замаскирована под обычный грузовой полуприцеп. Дальность стрельбы ракетами Tomahawk достигает 2500 км, что гипотетически позволяет держать под прицелом российскую территорию вплоть до Урала.
Но есть у системы и существенный недостаток – просто чудовищная дороговизна, причём даже не самой установки, а боеприпасов к ней. В 2022 г. одна КР Tomahawk стоила два миллиона долларов (а в экспортном варианте – все четыре миллиона), так что один полный залп одной боевой машины обойдётся почти во столько же, сколько истребитель F-16. При этом сама по себе ракета по нынешним временам «чудо-оружием» не является: будучи дозвуковой и не имея на борту средств противодействия, он вполне уязвима для оружия ПВО – то есть за такие-то деньги не гарантирует поражение цели.
Ещё интереснее становится, когда доходит до гиперзвука. Единственный реальный кандидат на развёртывание в Европе и вообще единственный имеющий шансы добраться до серии американский комплекс такого рода – LRHW разработки концерна Lockheed Martin. Совсем недавно, 28 июня, система как раз прошла третьи по счёту (и первые с 2020 г.) успешные натурные испытания, что уже огромный успех на фоне полного провала всех конкурирующих проектов. Только вот производственные перспективы пока туманны, особенно учитывая стоимость ракеты: нижняя планка оценивается в 41 миллион долларов за штуку – как половина новенького F-35.
Драка у ларька с фейерверками
Конечно, военное дело – материя весьма специфическая, и далеко не всё в нём уместно измерять одними лишь деньгами. Например, дороговизна Typhon может быть оправдана тем, что установка создавалась в первую очередь для Тихоокеанского ТВД, где унификация с оружием флота на практике может оказаться важнее. Однако закупки с такой дикой перенаценкой в последнее время становятся накладными даже американского военного бюджета, особенно при отсутствии каких-либо гарантий.
Это и позволяет предположить, что развёртывание этих дорогих игрушек в Европе – не столько военно-политический, сколько бизнес-план, способ убедить политиканов в обоснованности подобных трат. Весьма кстати, что и Typhon, и LRHW являются продуктами концерна Lockheed Martin, очевидно заинтересованного в устойчивом спросе, а на самом верху есть большой специалист по «маркетингу» – ни кто иной, как министр обороны Остин, ранее уже заподозренный в жульничестве при закупках ЗРК Patriot для ВСУ. Проблема в том, что «чёрному мужчине» (как его недавно назвал в интервью Байден, не сумев вспомнить фамилию) остались считанные месяцы на посту, вот и пришлось подсуетиться под саммит НАТО.
Ещё один аргумент в пользу именно такого расклада – общий ажиотаж по ракетному оружию, охвативший альянс. Не одни лишь американцы обратили внимание на преимущества «баллистики», но и их многочисленные «союзники» тоже, и ещё одной ракетной новостью вашингтонского саммита стало создание Германией, Италией, Польшей и Францией ассоциации для совместной разработки ракеты дальностью 500 км. Уже довольно далеко продвинулся проект южнокорейской тактической ракеты KTSSM-II (де-факто осовремененной ATACMS), которую можно будет запускать с РСЗО К239 Chunmoo, активно продвигаемой Сеулом на европейский рынок.
А там, где есть спрос, просто грех не появиться ещё и предложению. Конечно же, Tomahawk – оружие более высокого класса, нежели описанные европейские и корейские проекты, но зато уже существующее в металле и даже до какой-то степени морально устаревшее. Не исключено, что менеджмент американского концерна, зная о планах Трампа заставить Европу платить и каяться, предполагает в конечном итоге сбросить свои пусковые установки на баланс НАТО как «гарантию против вторжения Путина» и затем продавать ракеты по цене самолётов.
Словом, какой бы серьёзной ни являлась и ни казалась угроза американского дальнобойного оружия на континенте, на деле всё гораздо прозаичнее: всего лишь оружейные магнаты хотят загрести ещё несколько лопат лёгких денег, пока окно возможностей не закрылось. А в Кремле это прекрасно понимают, поэтому и не поднимают пыль зазря.
Свежие комментарии